Лучший опыт

Одной из характерных черт с ... Кастомизация: как создать индивидуальный продукт

Кастомизация: как создать индивидуальный продукт...

  1. Что такое кастомизация
  2. Цели кастомизации
  3. Задачи кастомизации
  4. Как кастомизировать вещь
  5. Преимущества и недостатки кастомизации
  6. Примеры кастомизации
  7. Часто задаваемые вопросы
  8. Заключение
Раскрыть полностью

Одной из характерных черт современного человека является желание выделяться и пользоваться теми вещами и продуктами, которые подходят только ему. Для этого мы выбираем индивидуальный стиль одежды, модель смартфона, цвет автомобиля, дизайн мебели и многое другое. Но экономика сконцентрирована на массовом производстве, это выгодно для бизнеса и потребителя за счет снижения издержек и конечной цены. К счастью, сегодня набирает популярность такое понятие, как кастомизация. Наверняка вы об этом уже слышали. И даже если так, в этой статье я расскажу вам подробно, а главное, понятно.

Что такое кастомизация

Кастомизация – это внесение дизайнерских, технических или программных изменений в тот или иной продукт с целью удовлетворения индивидуальных требований пользователя.

Что такое кастомизация

Кастомизация

Кастомизированный продукт имеет ровно те свойства и качества, которые нужны покупателю, но отсутствуют в базовой версии. Цена в этом случае может быть значительно выше, но люди готовы платить, а производители – идти на встречу.

Кастомизация (customization) предполагает изменение ряда свойств базового товара и его адаптации для узкого круга потребителей, часто даже единичных покупателей. Термин привычно происходит от английского customer, что переводится как «потребители», «клиент».

Кастом – еще одно понятие, которое означает «штучное изделие», изготовленное по индивидуальному заказу в единичном экземпляре или крайне малой партией.

Не обязательно иметь ученую степень в области экономики, чтобы понять, что штучное производство имеет огромную себестоимость, требует больших трудозатрат. Как итог, конечная стоимость оказывается мало кому по карману. На такой товар, безусловно, есть свои покупатели, но компаниям нужно больше денег, нужно покрыть все слои потребителей на рынке, продать больше товаров и услуг, и маркетологи придумали массовую кастомизацию (mass customization).

Массовая кастомизация
Массовая

Массовая кастомизация – это модульный подход к изготовлению товаров или продуктов в сфере IT. Проще говоря, конструктор из готовых предложений (цвет, надписи, интерфейс, если это касается программного продукта).

Вы точно сталкивались с модульной кастомизацией, когда заказывали пиццу или диван. Пример с диваном мне нравится больше. Представьте: вы заходите на сайт мебельной компании, выбираете модель, материал обивки и ее цвет, механизм трансформации, высоту ножек и т. д. В результате кресло будет в корне отличаться от того, которое было изначально представлено на сайте.

Системы CRM – это основной инструмент для улучшения взаимодействия между потребителями и производителем.

Обсуждая кастомизацию, нужно сказать, почему она стала массовой и пользуется спросом. Причина проста – интернет-магазины. Сегодня даже не нужно идти в обычный магазин, потому что можно сделать заказ с помощью смартфона. На сайтах есть конфигуратор, в котором нужно указать параметры товара или услуги. Вместо конфигуратора или параллельно с ним можно использовать специальные чат-боты для общения с менеджером. После этого вы сможете купить именно тот продукт, который заказали.

Цели кастомизации

Основные функции кастомизации:

Основные цели кастомизации
Основные

Но основная цель кастомизации заключается в том, чтобы создать у потребителя чувство, что работа делается исключительно для него. Приятно осознавать, что такая вещь есть только у тебя.

Задачи кастомизации

Кастомизация затронула не только товарную сферу, но и IT. В первом случае мы говорим в основном о интернет-маркетинге. Люди готовы переплачивать в два и даже в три раза, чтобы выделяться среди других. Более того, речь зачастую идет о внешнем виде, а не об удобстве. В цифровой сфере ситуация обратная.

На самом деле, доработка и тюнинг вещей — это не какая-то инновация. История начинается в 70-х годах, когда молодежь Нью-Йорка кастомизировала джинсовые куртки, чтобы выделяться среди сверстников.

Когда речь идет об IT-продуктах, пользователи в первую очередь думают об удобстве пользования программой. Для кого-то удобнее, чтобы основное меню располагалось справа, для кого-то – слева, крупные значки или надписи, светлая или темная тема, размер окон и еще множество настроек, которые влияют на комфорт пользователя.

Задачи кастомизации
Задачи

Разработчики пытаются создать максимально удобный интерфейс, но стандартные решения подходят далеко не всем. Поэтому оптимальным решением является дать пользователю возможность изменить продукт под себя. Необходимо, чтобы это было просто и удобно.

Кастомизация проектов в IT позволяет изменить не только внешний вид. Стоит отметить, что многие профессиональные программные продукты дают возможность установить дополнительные модули и расширения для решения индивидуальных задач клиента. Наиболее известным представителем является российская компания 1-С. Ее функционал зависит от потребностей компании.

Главная задача кастомизации – сделать бренд лучше и максимально удобным в использовании для потребителя с учетом его индивидуальных требований и предпочтений.

Как создать кастомный продукт

Логика запуска кастомного продукта крайне проста и состоит всего из четырех шагов:

4 шага создания кастомного продукта
Шаги

  1. Создание и анализ бизнес-идеи. Насколько актуален на рынке сейчас или в ближайшем будущем?
  2. Определение целевой аудитории. Кто ваши клиенты?
  3. Оценка рынка. Насколько уникален и выделяется среди конкурентов?
  4. Оценка экономической эффективности. Цена такого товара выше стандартного, захотят ли его покупать?

Убедитесь, что новый товар будет востребован, но не забывайте: люди любят выделяться, и для этого они готовы платить даже за самые странные вещи.

Преимущества и недостатки кастомизации

Кастомизация – это настолько специфическая вещь, что результат деятельности зависит не только от вас и вашей идеи. Большое влияние оказывает общество, время, тренды, маркетинг. Однако можно выделить несколько типовых для этой сферы особенностей.

Преимущества

Недостатки

  • Ассортимент. Вы можете продавать как типовые модели, так и бесконечное множество неповторимых.
  • Конкуренция. Если вы создали действительно уникальный продукт, то в ближайшее время будете работать без конкурентов.
  • Лояльность. Покупатели понимают, что вы предлагаете то, чего нет у других.
  • Прибыль. Покупка товаров обходится потребителям минимум на 20% дороже, а иногда люди готовы переплачивать в несколько раз.
  • Гарантия. Ее нет. Вполне возможно, что ваш товар никому не нужен, идея неинтересна, а вам остается искать способы вернуть заемные средства или выплатить кредит банку.
  • Затоваривание. Спрос может упасть в любой момент, причин множество: конкуренция, сезон, тренды.
  • Дорого. Цена на вещи выше, чем на базовые модели.
  • Обратная связь. В этом деле стоит держать руку на пульсе и чувствовать, чего хотят потребители. Важно быстро подстраиваться под их потребности или хорошо уметь продавать непродаваемое, чтобы клиент был уверен, что ему это нужно уже сейчас.

В любом бизнесе есть риски, это касается физических товаров и проектов в IT. При создании новых оригинальных вещей необходимо быстро адаптироваться под особенности рынка, уметь предложить актуальные товары.

Примеры кастомизации

Кастомизацию часто используют web-разработчики, IT-специалисты, дизайнеры, интернет-магазины, производственные компании. Потенциал этой сферы есть практически в любой отрасли B2B и B2C. Рассмотрим несколько примеров.

Товарная сфера

В товарной сфере есть о чем рассказать.

Кастомизация одежды
Одежда

  • Одежда и обувь. Наиболее ярким представителем является компания NIKE. Известный во всем мире производитель кроссовок предлагает выбрать уникальный дизайн своей продукции с помощью сервиса NikeID.
  • Мебель. Здесь можно отметить компании Wowin и IKEA. Они предлагают создать уникальный интерьер с учетом особенностей планировки вашей квартиры и дизайна интерьера.
  • Автомобили. Покупатель может выбрать цвет, мощность двигателя, дизайн колесных дисков, комплектацию.
  • Туризм. Отдыхающие стараются выбирать страны по интересам. Например, заниматься дайвингом, плавать/загорать, посещать исторические достопримечательности, серфинг, горные лыжи и т. д. Таким образом, на основе предпочтений туроператор предлагает наиболее подходящую страну.

В IT-сфере

В IT кастомизация также нашла свое применение.

IT кастомизация
IT

  • Программное обеспечение. Настройка под себя затрагивает функционал программных продуктов. Пользователь может настроить под собственные потребности или под бизнес-процессы компании. Ряд разработчиков предлагают создание программного обеспечения с нуля. Это могут быть базы данных, приложения по управлению оборудованием, корпоративные информационные системы и другие.
  • Дизайн и эргономика. Внешний вид играет важную роль, приятный интерфейс делает рабочие процессы более комфортными и менее утомительными. Также расположение окон, модулей программы и других элементов должно быть удобным для пользователя.
  • Сайты. Создание сайтов можно считать одним из первых воплощений кастомизации в цифровом мире.
  • Интернет-магазины. В данном случае они больше представляют инструмент для кастомных продуктов. С их помощью пользователь может выбрать интересующий товар и внести желаемые изменения с помощью онлайн-конструктора.

Мы видим, что создание уникального торгового предложения касается не только предметов быта или сферы услуг. В цифровом мире подстройка под клиента также играет роль. Каждый новый продукт, новая информационная система или программа должны максимально удовлетворять потребности пользователей.

Часто задаваемые вопросы

Кастомизация – это изменение готовой вещи по личным предпочтениям заказчика. Персонализация – это маркетинговые действия, направленные на построение эмоциональной связи, укрепление взаимоотношений между брендом и клиентом, а также увеличение продаж. Персонализация основана на информации, полученной от клиента, например, при регистрации на сайте или подписки на email рассылку.

Все. Вообще все, до чего дотянетесь. Главное – фантазия.

  1. Люди любят выделяться в повседневной жизни.
  2. Хотят получать вещи, точно отвечающий потребностям.

Заключение

Кастомизация – это эффективный маркетинговый способ создать уникальное торговое предложение, удовлетворить спрос потребителей, сделать компанию максимально конкурентоспособной и привлекательной. Следите за трендами и создавайте новые вещи, сегодня это очень актуально.