Лучший опыт

Цифровое слабоумие (Цифровая деменция)

Цифровое слабоумие (Цифровая деменция)

Цифровое слабоумие (Цифровая деменция)

Цифровое слабоумие

Цифровое слабоумие – это снижение когнитивных функций, развивающееся вследствие активного использования электронного оборудования: смартфонов, компьютеров, телевизоров. Проявляется ухудшением памяти и концентрации внимания, обеднением речи, снижением глубины эмоций, общим притуплением чувств. Диагностика проводится с помощью методик на исследование когнитивной сферы: IQ-тестов, проб на память, внимание, мышление. Лечение заключается в изменении образа жизни и развивающих занятиях.

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы цифрового слабоумия
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение цифрового слабоумия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Цифровое слабоумие, или цифровая деменция – термин, введенный неврологом М. Шпитцером в начале XXI века на основе исследований ученых из Южной Кореи. Именно в этой стране впервые было обращено внимание на широкое распространение зависимости молодежи от электронных гаджетов и снижение способности к усвоению новой информации, решению сложных задач. Цифровое слабоумие наиболее распространено в возрастной группе от 10 до 13 лет. Точные эпидемиологические данные неизвестны. В России 78% детей пользуется смартфонами, больше половины всего свободного времени они проводят в цифровом пространстве.

Цифровое слабоумие
Цифровое слабоумие

Причины

Цифровое слабоумие обусловлено ситуацией, когда ребенок с раннего детства приобщен к смартфону и/или компьютеру. Причиной снижения когнитивных процессов становится чрезмерное увлечение виртуальной реальностью в ущерб другим видам деятельности, происходящим в настоящем мире. Разнообразная внешняя среда, которая обеспечивает гармоничное психическое, в том числе интеллектуальное развитие, заменяется средой развлечений, не требующей навыков выживания.

В современных социально-экономических условиях базовые ценности общества отодвигаются на второй план. Сокращается время общения в кругу семьи, исчезает традиционная модель образования, становятся менее доступными услуги дополнительного образования и досуга детей. Одновременно более доступными становятся цифровые устройства и сервисы – проводники в мир «легкой» информации и развлечений.

Однако эффект цифрового слабоумия у детей и молодежи связан не только с наличием девайсов и гаджетов. Снижению интеллекта также способствует ухудшение качества среднего образования, слабая дошкольная подготовка детей, упрощение мультфильмов и кинофильмов, сокращение времени общения детей и родителей. Взрослые посвящают все свое время карьере и зарабатыванию денег, вынуждены перекладывать воспитание на систему образования, а также на телевидение и интернет. Современные реалии – дистанционное обучение, внедрение QR-кодов в транспортную и торговую системы – «принуждают» родителей к покупке смартфонов и компьютеров детям.

Патогенез

Цифровое слабоумие не является медицинским диагнозом, морфологические изменения, свойственные деменции, не обнаруживаются. Механизм развития данного состояния скорее аналогичен задержке психического развития. Раннее приобщение детей к смартфонам обедняет их взаимодействие с внешним миром. Даже самые сложные игры не воспроизводят всех условий реальности, в том числе связанных с рисками для здоровья, значимых отношений. Виртуальный мир в меньшей степени развивает когнитивные процессы, так как не мотивирует к усвоению опыта. Проигрыш в виртуальном бою с зомби не опасен, в отличие от реального падения с велосипеда.

Взаимодействие с электронными устройствами исключает обонятельные и вкусовые ощущения, крайне упрощает тактильную стимуляцию, не дает пространственного понимания действительности. Визуального восприятия объектов недостаточно для формирования их полноценного образа в психике. Цифровые устройства формируют фрагментарное представление о действительности, наносят ущерб социальному взаимодействию ребенка с окружающими. Возможность получить ответ на любой вопрос снижает мотивацию к запоминанию информации, ослабляет память. А подача информации в виде простых, быстро сменяющихся образов ухудшает концентрацию внимания.

"Цифровое слабоумие" у детей
"Цифровое слабоумие" у детей

Симптомы цифрового слабоумия

Данное состояние ярче всего проявляется у детей, подростков и молодежи. В первую очередь ухудшаются произвольные функции внимания: концентрация, устойчивость, целенаправленное переключение. Дети становятся суетливыми, рассеянными. Они не способны длительное время заниматься одним делом, постоянно отвлекаются на посторонние стимулы, разговоры не по существу. В ситуации принудительной концентрации, например, в присутствии взрослого, становятся плаксивыми и раздражительными, быстро устают. Снижается качество целенаправленной деятельности: они хуже запоминают информацию, с трудом понимают ее.

Второй распространенный симптом цифрового слабоумия у детей – снижение памяти. Наиболее сильно страдает смысловое запоминание, что проявляется неспособностью запомнить содержание научных текстов, литературной прозы. Пересказы даются тяжело, изучаемый материал приходится читать несколько раз. Короткие стихи и учебные правила запоминаются лучше, так как задействуется механическое запоминание небольшой по объему информации. Из-за снижения внимательности и быстрой утомляемости возникает легкое снижение интеллектуальных способностей. Дети затрудняются с анализом условий задач (учебных и повседневных), не всегда могут понять, что от них требуется, и найти оптимальный способ решения проблемы.

Эмоционально-поведенческие нарушения при цифровом слабоумии представлены эмоциональной неустойчивостью, снижением самоконтроля. Усиливается раздражительность, немотивированная агрессия, плаксивость. Любая трудность сопровождается бурным эмоциональным всплеском. Наиболее остро подростки реагируют на попытки родителей и учителей ограничить их взаимодействие с гаджетами. Ограничения и запреты приводят к истерикам, нанесению себе увечий, самопроизвольной изоляции.

Осложнения

Цифровое слабоумие практически всегда развивается на фоне интернет-зависимости или игровой зависимости. Оно ведет к ухудшению психического и физического здоровья, снижению школьной успеваемости, ухудшению социальной адаптации. Ограниченность контактов с реальным миром, в том числе со сверстниками, приводит к утрате эмпатии, аутизации сознания, бесконтрольному фантазированию. Дети и подростки становятся оторванными от действительности. Мир социальных сетей создает иллюзию постоянной конкуренции, приводит к тяжелым депрессиям, тревожности. Нежелание вступать в реальные контакты с людьми усиливается. Повышается риск самоповреждающих действий, суицида.

Диагностика

Обследования проводятся школьными и клиническими психологами. Так как официального диагноза «цифровое слабоумие» у детей не существует, в результатах отмечается «легкое снижение когнитивных функций». Диагностика начинается с опроса и беседы, в ходе которых выясняется наличие доступа к цифровым устройствам, частота их использования, предпочтения в виртуальном мире (соцсети, игры, сериалы, фильмы). Большинство пациентов используют гаджеты с 5-7 лет, проводят с ними более половины всего времени, зачастую в ущерб семейному досугу, прогулкам, сну. Для оценки когнитивного развития используются психометрические тесты:

  1. Внимание. Используется корректурная проба, тест Шульте, красно-черные таблицы. По результатам определяется повышенная отвлекаемость, снижение концентрации, трудности сосредоточения на задании, колебания работоспособности. Многие пациенты с трудом удерживают сложные инструкции, состоящие из 2 и более условий.
  2. Память. Применяется проба «10 слов», пересказ текста, рисование часов. Для цифрового слабоумия характерно наиболее выраженное снижение смысловой памяти, легкие затруднения механического запоминания. Визуальная память на образы наиболее сохранна.
  3. Интеллект. Обследование проводится при помощи различных IQ-тестов. Характерны относительно высокие показатели при исследовании невербального интеллекта, особенно при выполнении небольших заданий с короткой инструкцией (например, тест Равена). Снижение отмечается в результатах методик на исследование вербального интеллекта: в заданиях, где требуется использование речи, словарного запаса, абстрактно-логического мышления.
  4. Эмоционально-личностная сфера. Используются: тест Айзенка, опросник Леонгарда-Шмишека, тест Люшера, рисуночные методики. У пациентов обнаруживается высокий уровень нейротизма, истеричность, безудержность эмоциональных реакций, снижение самоконтроля, аффективная неустойчивость.
Консультация детского психолога
Консультация детского психолога

Лечение цифрового слабоумия

Простой и очевидный способ преодоления цифровой деменции – ограничение использования электронных устройств. Необходим осознанный подход к применению гаджетов: они могут быть средством для обучения, интеллектуального и личностного развития, поддержания связи с родственниками. Важно исключить развлекательные виртуальные источники (игры, социальные сети, интернет-шоу и прочее), заменив их на активные виды спорта, прогулки, фестивали, поездки на природу. Терапия цифрового слабоумия также должна включать:

  1. Физическую активность. Спорт, туризм и прогулки положительно влияют на нервную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, поступление к нему кислорода и полезных веществ. В итоге ускоряется образование новых нейронных связей, улучшаются когнитивные способности – запоминание, осмысление информации.
  2. Интеллектуальную нагрузку. Необходимо регулярно выполнять задания, развивающие память и внимание. Для школьников это может быть старательное выполнение домашних заданий, без отвлечения на гаджеты: освоение новой информации, анализ и пересказ текстов, решение задач, заучивание материала. Также взрослым и детям рекомендуется решение кроссвордов, разгадывание головоломок, чтение сложных текстов.
  3. Диджитал-детоксы. Полезен временный полный отказ от гаджетов, например, на каждые выходные и каникулы. По возможности стоит удалить с устройств игры, приложения социальных сетей. Даже отказ от них только на смартфоне значительно сократит онлайн-время, снизит зависимость.

Прогноз и профилактика

Цифровое слабоумие у детей, несмотря на большую распространенность, является динамическим состоянием. Оно поддерживается внешними условиями и также может быть преодолено с помощью изменения этих условий. Сокращение времени в онлайн-пространстве и активное участие в реальных событиях жизни (в учебе, семейных отношениях, спорте) способствует восстановлению интеллектуальных функций. Профилактические меры совпадают с терапевтическими: необходимо уделять внимание ребенку, посвящать время общению с ним, находить способы организации его досуга и дополнительного обучения вне связи с гаджетами.

Литература
1. Слабоумие в цифровом обществе: культурная норма или идеал?/ Антонюк Е.Ю., Трунёв С.И.// Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2023. - №6-1.
2. Старцев М.В., Хлебников В.В., Джабраилов М. А. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования// Гаудеамус. - 2021. - №2 (48).
3. Развитие цифровой деменции: к теории вопроса/ Гаврилова Т. Н. // Universum: психология и образование. - 2022. - №3 (93).
4. Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий/ Боброва Л.А.// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. - 2019. - №2.