Лучший опыт

... Авторское и смежное право в театре

Авторское и смежное право в театре...

Авторское и смежное право в театре

Авторское и смежное право в театре

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не был в театре и не видел постановку. Тем не менее, мало кто задумывается, что за представлением стоит и творческий, и физический труд многих людей — актеров, режиссёров, музыкантов, продюсеров и многих других. В этой статье речь пойдет о правовой защите их интеллектуальной деятельности и других аспектах авторского права в театре. 

Театральная постановка как сложный объект

Согласно ст. 1240 ГК РФ театрально-зрелищное представление относится к сложным объектам. Под этим надо понимать, что данный объект включает в себя несколько результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране, и, как правило, созданных разными авторами и исполнителями. Сложность в том, что авторские права не подлежат обязательной государственной регистрации.

На практике, чтобы поставленный, например, спектакль смогли увидеть зрители театра, необходимо приложение труда достаточно большого количества людей: автора произведения, на основе которого спектакль поставлен, работа режиссёра, актеров, декораторов, авторов грима, авторов костюмов, звукорежиссёров, авторов музыки, исполнителей музыки и т.д. 

Разумеется, не все вышеперечисленные творческие единицы обязательно участвуют в создании конкретного спектакля в театре, как учреждении. В принципе, все они могут быть объединены в одном лице, включая продюсера, о котором речь пойдет ниже. Например, человек пригласил к себе на дачу друзей и разыграл перед ними сценку по произведению и на музыку, являющуюся общественным достоянием. Это тоже будет спектакль, а тот, кто в нем играл в единственном лице будет обладателем интеллектуальных прав на него.

Но это частный пример. Обычно же спектакли ставят в форме представления на сцене театров, с привлечением перечисленных выше субъектов интеллектуального права, являющихся обладателями авторских и/или смежных прав по отношению к своему произведению, включенному в состав сложного произведения, в данном случае, спектакля. 

Какими правами, авторскими или смежными, обладает конкретный участник «проекта спектакль» определяется спецификой его интеллектуального вклада. 

Но, чтобы объединить такое количество авторов и правообладателей и в итоге получить конечный интеллектуальный продукт, нужна «движущая сила». Ст. 1240 ГК РФ определяет ее как «лицо, организовавшее создание сложного объекта». К сожалению, более подробно закон не разъясняет, кого именно следует подразумевать под этим понятием. Но здесь на помощь приходит судебная практика, а именно совместные Постановления Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ № 5 и № 29 от 26 марта 2009 года. В этом судебном акте указано, что лицо, организовавшее создание сложного объекта — это «лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.)». Так как, ни закон, ни Постановления не уточняют статус «лица», можно сделать вывод, что оно может быть как физическим, так и юридическим. На практике, в этом качестве выступают, продюсеры — граждане, продюсерские центры, компании — меценаты, а чаще всего сами театры. 

Согласно все той же ст. 1240 ГК РФ, основной обязанностью организатора процесса является приобретение права на использование результатов интеллектуальной деятельности авторов или правообладателей на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. Здесь надо отметить, что если приобретается возможность использования результата интеллектуальной деятельности, которое создано именно для конкретного сложного объекта, то заключенный договор, по общему правилу, считается договором об отчуждении исключительного права. Например, автор костюмов не может использовать эти модели в других спектаклях иных театров. 

Следует учесть такой момент - лицензионные договоры также имеют свое ограничение. Они заключаются на весь срок действия исключительного права.

Необходимо отметить, что два, названных выше случая, не имеют абсолютной силы. Соглашением сторон может быть предусмотрено иное. 

Театральная постановка: авторские и смежные права

В начале необходимо напомнить, что собой представляют авторские и смежные права.

Согласно ст. 1255 ГК РФ, это интеллектуальные права на произведения литературы, науки и искусства. Они включают в себя исключительные (имущественные), а также неисключительные (личные неимущественные), а именно право: 

  • авторства;
  • на имя;
  • на неприкосновенность произведения;
  • на обнародование произведения. 

Объектами, согласно ст. 1259 ГК РФ, и применительно к рассматриваемому вопросу, являются драматические (спектакли) и музыкально-драматические произведения (мюзиклы), сценарные произведения (сценарии), хореографические произведения (танцы), пантомимы, музыкальные произведения с текстом и без, произведения изобразительного искусства, произведения декоративно – прикладного и сценографического искусства, фотографические произведения и другие.

В соответствии со ст. 1313 ГК РФ смежные права — это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения). Они включают в себя исключительные, а в некоторых случаях неисключительные права на исполнение. 

Объектами смежных прав, применительно к рассматриваемому вопросу, являются исполнения артистов, дирижеров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей. Смежные права принадлежат перечисленным лицам при условии, если исполнение можно воспроизвести с помощью технических средств, а оно плюс к этому должно быть узнаваемым.