Лучший опыт

... Как оформить и защитить авторские права на музыку

Как оформить и защитить авторские права на музыку...

Как оформить и защитить авторские права на музыку

Как оформить и защитить авторские права на музыку

Музыкальные произведения бывают разными: с текстом и без, переработанные, обнародованные в другом исполнении и т.д. Тем не менее, все они являются объектами авторских прав, а их создание и использование подчиняться единым правилам, о которых и пойдет речь в этой статье. 

Музыкальное произведение как объект авторских прав

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения, с текстом или без него, являются объектами авторских прав. Субъектами данного права в рассматриваемом случае будут авторы музыки (композиторы), авторы текстов (чаще всего поэты), а также аранжировщики и авторы производных музыкальных объектов. Также субъектами авторского права будут правообладатели, заключившие непосредственно с авторами лицензионные договора или договора об уступке исключительных прав. Например, продюсеры, звукозаписывающие студии или лидеры музыкальных групп, которые занимаются объединением простых объектов (музыки и текста) в сложное музыкальное творение — музыкальную композицию (например, песню). В этом случае неисключительные права останутся за автором, а вот исключительные перейдут к правообладателю. Аналогичное правило действует в отношении наследников автора музыки, текста и т.д. 

Авторские и смежные права музыкантов и композиторов

Для того, чтобы у композитора возникли авторские права на музыку (музыкальное произведение без текста), он должен сначала сочинить ее, то есть придумать объективную последовательность нот, а затем записать их (например, на бумаге с помощью специальных обозначений или при помощи аудиозаписи). Существует вариант с публичным исполнением музыки, но вопрос доказательства авторских прав композитора в этом случае достаточно сложен. Авторские права на музыку, исключительные и неисключительные, возникают у композитора в момент создания музыкального произведения и не требуют обязательной государственной регистрации. 

Права музыкантов, то есть исполнителей музыкального творения без текста, относятся к смежным правам. Они, также как и авторские права, возникают в момент появления соответствующего объекта интеллектуальной деятельности, то есть в момент исполнения музыки. При этом необходимо учитывать, что исполнение должно иметь какое-либо выражение. Обычно это фонограмма. В случае, если музыка была исполнена публично, но исполнение зафиксировано не было, доказать наличие смежных прав у музыканта будет проблематично. При этом необходимо учитывать, что правовая охрана и защита смежных прав возможна только в случае их законного появления. Для этого требуется, чтобы музыкант, который исполнил музыку, имел лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права с ее автором, композитором. Возможны и другие правовые конструкции, например, объединение музыки и исполнения в единое музыкальное произведение. В данном случае существует два варианта. В первом, композитор и исполнитель будут выступать соавторами музыкального объекта. Во втором они, совместно или независимо друг от друга, передают свои исключительные права третьему лицу (продюсеру, звукозаписывающей студии и т.д.). Надо сказать, что в качестве продюсера может выступать любой из авторов единого музыкального произведения.  Необходимо отметить, что смежные права, по аналогии с авторскими, не требуют обязательной государственной регистрации. 

Авторские права на музыкальные произведения с текстом

Согласно ст. 1259 ГК РФ, наряду с музыкальными творениями без текста (музыкой), объектами авторского права могут быть и музыкальные произведения с текстом (самым распространенным вариантом здесь является песня). Следовательно, у текста, чаще всего стихотворного, есть автор, который обладает авторскими правами на него.

В контексте рассматриваемого вопроса необходимо обратить внимание на два варианта «присоединения» литературного произведения к музыкальному. Если изначально таковое задумано как музыкальное с текстом (песня, например), то оно будет иметь двух (композитор и автор текста) или трех (композитор, исполнитель и автор текста) субъектов, которые могут выступать соавторами (участников может быть и больше, если присутствует переработка). Разумеется, все три имеющиеся «ипостаси» могут быть объединены в одном лице, а также возможно участие правообладателя, например, продюсера. Авторские права на текст для музыкального произведения возникают в момент его создания. При этом неисключительные права не могут быть отчуждены.