Лучший опыт

... Охрана товарного знака

Охрана товарного знака...

Охрана товарного знака

Охрана товарного знака

Конкуренция и борьба за внимание потребителя в модели нашего общества подстегивают компании выделяться, закреплять свою узнаваемость и тем самым повышать продажи. Наличие товарного знака – важный показатель уровня развития и масштабности бизнеса. Поговорим о том, как его охранять.

Что такое товарный знак

Товарный знак (или знак обслуживания) – это определенное обозначение, которое служит в целях индивидуализации товаров и услуг организаций или предпринимателей. Это может быть изображение, словосочетание, символы на фоне или без фона, объемный объект, сочетание изображений и слов и т.д. Есть и нетрадиционные виды. Среди разнообразия видов - звуковые, цветовые, осязательные, голографические, позиционные, динамичные, объемные, жестикуляционные, обонятельные, световые и даже вкусовые обозначения. К словесным товарным знакам могут относиться имена, фамилии, географические названия. 

В статье 1482 ГК перечень критериев и характеристик для описания товарного знака не исчерпывающий, простор для фантазии автора обширный. 

Какие признаки обязательны для товарного знака

Российское законодательство установило достаточно широкие рамки критериев, по которым объект может быть признан товарным знаком. Фактически нормы права выстроены таким образом, что товарным знаком может быть любой объект, за исключением тех, которые прямо указаны в перечне статьи 1483 ГК РФ. В этой норме права перечисляются те критерии, по которым товарный знак не может быть зарегистрирован, и он достаточно обширный. 

Анализируя закон, можно прийти к выводу, что он должен обладать двумя характеристиками:

  • быть отличимым от общеупотребительных слов, словосочетаний и терминов, чтобы выполнять функцию индивидуализации;
  • быть отличимым от уже существующих, зарегистрированных и используемых в похожей категории товаров или услуг.

Регистрировать товарный знак имеет смысл, если он выполняет свою главную функцию – способность отличать товары (услуги) одного производителя от другого. Среди других функций – указание на происхождение товара, установление связи между товаром и потребителем, некая гарантия качества услуг или товаров данного производителя, реклама с целью сбыта и поиска клиентов и покупателей.

Что не может быть товарным знаком

Статья 1483 ГК РФ содержит обширный перечень обстоятельств, когда в регистрации товарного знака будет отказано. Так, не допускается регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые не обладают различительной способностью или состоят только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Не зарегистрируют товарный знак с элементами, характеризующими товары, которые указывают на вид, качество, количество, ценность, время, место и способ их производства и сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Откажут в регистрации аморальных изображений или объектов.

Помимо перечисленного, нельзя зарегистрировать товарный знак, где используются:

  • сведения, вводящие потребителя в заблуждение, ложная информация;
  • государственная символика;
  • наименования международных организаций и их символы и др.

Как мы видим, нюансов много и толковать их достаточно сложно на практике. Вопросами регистрации товарных знаков занимаются патентные поверенные и юристы, специализирующиеся именно на данной сфере права. Многие моменты, не урегулированные напрямую законодательством, разрешает судебная практика, которая систематизирует спорные вопросы и направляет в процессе применения норм.

Методы защиты знака

Если товарный знак выполняет свои функции, и компания с его помощью занимает значимые доли рынка, имеет возможность устанавливать и регулировать цены, поддерживать спрос и интерес потребителя к товару или услуге, то такой товарный знак может иметь значительную коммерческую ценность.