Интервью c itpedia: о секретах блогерского «долголетия», про ненависть к YouTube и монтажу.
Интервью c itpedia: о секретах блогер.
Лёша Шевцов стал в YouTube-блогером в далёкие времена, когда ниша техно-каналов была скорее андеграундной. Невозмутимость и откровенность помогли ему пройти большой путь.
Сейчас каждый его ролик на основном YouTube-канале itpedia набирает не менее миллиона просмотров, а ещё у него крупный паблик ВКонтакте с аудиторией почти 800 тысяч человек. Кроме того, он создал бренд одежды Joly.Bell и является партнёром крупнейшей медиасети Yoola.
KOD.RU взял большое интервью у Лёши Шевцова: мы поговорили о старте его деятельности, проблемах работы с некоторыми рекламными агентствами, хейтерах, а также про YouTube как в корне изменившуюся площадку для самореализации. Поехали!
— Начнём с банальных вопросов и постепенно перейдём к повестке дня. Я очень давно смотрю твои ролики, в частности, обзоры. Но всё это время я не мог понять, почему itpedia? Отсылка к Wikipedia?
— Доброго времени. Всё верно, первоначальная концепция заключалась в неком ресурсе, на котором говорят о технике. Некий форум, гайды, инструкции, обзоры и тому подобное. Изначально ролики были именно гайдами. Многие я уже скрыл: там я делал инструкции, как смотреть футбольные матчи на телефонах, гайды по подключению колонок к PS3, инструкции по замене экрана на iPhone, лайфхаки с iOS и кучу подобного.
Вообще, была краеугольная мотивация создать канал, чтобы похвастаться перед форумчанами с портала iGuides, что я таки смог разделить тачскрин и стекло с «бутербродного» дисплея iPhone 4, ибо они меня оскорбляли, говорили, что это невозможно.
Я сделал ролик, в котором с обилием мата и пафоса показал, что у меня это вышло. Спустя почти год, зайдя на канал, я увидел, что у ролика 4 000 просмотров! Но пароль от канала я забыл и решил записать это для нового канала с более подробной инструкцией и без мата. Так я и создал itpedia. Первым пробным видео я всё-таки выставил обзор на PS Vita, а через 1-2 дня уже и гайд с тачскрином :) Так всё и началось.
— С ходу ли ты понял, чего хотят твои зрители, или осознание пришло позже? Очень интересно узнать, как ты первое время комбинировал свою деятельность на YouTube и обычную жизнь. Расскажи о том, когда пришёл к осознанию: «к чёрту всю эту учёбу и обычную жизнь — буду блогером!»
— Аудитория почти мгновенно дала понять, что она тут не совсем из-за гайдов, она тут за развлечением. Потому можно заметить, как резко я прекратил делать гайды и начал делать «смешные» (с позволения сказать, сейчас на это смотреть стыдно) ролики по играм, а также комментировать новости из мира IT. Но я всегда старался находить баланс, чтобы и развлечение было, но информативность и полезность тоже присутствовала.
В то время я учился на юрфаке, что мне уже не особо нравилось: однокурсники, за исключением двух ребят, унылые до безумия, само образование на том же уровне.
«И как только появилось занятие интереснее — YouTube, так я сразу ушёл из ВУЗа»
Это было максимально резкое решение. В принципе, я очень быстро принимаю радикальные решения, но оно было безумным... Тогда заработок был только с партнёрской программы и составлял не более 20 баксов в месяц. Мысленно возвращаясь в то время, я не могу понять, на что я вообще рассчитывал. Но зато я искренне был занят тем, что люблю.
— Сложно даже вообразить, но твоему каналу уже целых 7 лет (я про канал itpedia). 7 лет ежедневного тестирования разных устройств и создания роликов на горячие повестки. Не ушёл ли весь тот запал, что был на старте? Технологии тебя ещё удивляют?
— Совершенно нет. Секрет первый: если мне что-то надоедает, я перестаю это делать. Если проанализировать канал, то у меня масса заброшенных рубрик, форматов, при том, что я забрасывал рубрики на их самом пике. Всё потому, что если я теряю интерес к контенту, то я не должен его делать, даже если он пользуется спросом.
Секрет второй: я реально люблю технику и игры, и обозреваю только то, что интересно лично мне. Да, когда у тебя задача обозреть всё самое новое, то невольно тебя тошнить будет от этого. В октябре 2019-го был водопад из крупных игр, все я обязан был не пропустить и все мне надо было пройти, отснять. Вот тогда я решил, что так быть не должно. Я морально выгорел и понял, что не буду гнаться больше за трендами и буду снимать тогда, когда пройду игру до конца — НЕ через силу к сроку (потому что надо успеть), а по желанию. Да, сделаю видео гораздо позднее, но зато оно будет объёмнее, я лучше изучу игру, придумаю какие-то шутки и видео будет сделано не для галочки, а от души.
Единственное, что мне осточертело за это время — это монтаж. И только он, всё. Я ненавижу монтировать ролик дольше трёх минут хронометража, у меня пропадает запал и я просто себя заставляю это делать.
Я ненавижу монтаж. Это скучно, монотонно, уныло, но я не могу передать эту работу кому-то другому, потому что они не понимают, как я хочу. От монтажа сильно зависит подача материала. Именно мой монтаж делает контент моим, авторским. Да, он не на высоком уровне, но он мой.
«Я ценю YouTube за самореализацию людей и ненавижу её сегодня за то, что в неё лезут крупные ТВ-каналы с кучей денег, камер и операторов, превращая уютный андерграунд в массовую культуру»
YouTube был прекрасен за 30-минутные ролики с хреновым микро, где с одного ракурса чувак обозревает микроволновку одним дублем. А что сейчас? Сценарии, камеры по пару штук баксов, софт-боксы — это уже телек... Я и сам стал менее натуральным: стараюсь говорить в роликах громче, чётче, выразительнее, чем в жизни. Искусственность и мне присуща.
— Каким образом ты принимаешь решение, что тестировать и о чём рассказывать. Смотришь на просьбы зрителей или полностью доверяешь своему сердцу и чуйке?
— Я пытаюсь найти баланс между тем, что популярно и интересно лично мне. Много трендовых вещей я сознательно не опрыскивал своим вниманием, потому что не тянуло. Например, iPhone SE 2020 рвал YouTube по активности, но аппарат — унылое недоразумение и, несмотря на очевидный спрос, делать ничего по нему не стал.
Люди чувствуют, когда ты делаешь для галочки, а когда со своим неподкупным интересом :) Это важно, ибо только испытывая большой интерес ты сможешь сделать увлекательное видео.
— Сколько времени примерно уходит на создание ролика? От зарождения идеи и до публикации на YouTube. Делаешь всё сам или есть команда?
«Всё сам» звучит как предмет гордости, но нет, это упрямство и принципиальность, из-за которой я не могу выйти на стабильный и регулярный график выхода видео. Все предпочитают сегодня иметь в помощь, как минимум, оператора. Мне же даже фокус приходится выстраивать лично.
По времени очень сильно зависит от самого видео. Например, обзор на игру по части монтажа — это всегда дня три, то есть не так много. Но сперва то игру надо пройти, а это нельзя не включать в общее время.
Обзор техники, к примеру, это 5-6 дней из-за того, что видеоряд тебе надо самому снимать: с игровым обзором ты взял кусок геймплея и вставил секунд 10-20, а с обзором техники «футажи» ты сам снять должен. Ну и, конечно, телефоном надо ещё попользоваться хотя бы неделю, а лучше две!
— Рано или поздно перед любым блогером открывается вопрос монетизации. На техно-каналах с ними всё иногда странно. Часто твои коллеги по цеху не маркируют рекламу. Как ты относишься к рекламе? Часто в ней отказываешь?
— Ну этим блогерам я уже не раз объявлял демарш, ибо нативность — это обман людей. Это подобно тому, как животному какие-то таблетки подсовывают в колбасу, тут так же. О рекламе я принципиально всегда заявляю и это причина срыва многих заказов.
«Менеджеры в рекламных агентствах имеют очень плоское понимание того, как устроен зритель YouTube»
Они реально думают, что люди не понимают, что это всё реклама, когда блогер резко начинает рассказывать про то, как его «лучшие друзья» ему посоветовали «лучший сервис» по «лучшей ссылке в описании». И они реально думают, что узнав, что это реклама, люди будут менее лояльны — да, но в случае, если вы не предупредили о ней. По крайней мере, с моей аудиторией это именно так.
— К слову, о деньгах. Как на тебе отразились последствия корона-кризиса? Интересно узнать не только о финансовых потерях, если они конечно есть. Больше интересно узнать о планах. Уверен, на 2020 год они у тебя были грандиозные.
— Отразилось в плане контента. У меня сорвались поездки запланированные — это и влоги, и съёмки. Но я не жалуюсь ни в коем случае, в это время малому бизнесу куда хуже, чем какому-то мне, у которого пару видосиков всего то не вышли. Я стал больше времени уделять стримам, поэтому позитивный момент тоже есть.
— Когда мы говорим о промо, то нельзя обойти стороной взаимоотношения медиа с брендами. Не партнёрские, а дружественные. Под ними я имею ввиду, например, приглашения на закрытые ивенты, открытие раннего доступа и так далее. Насколько я знаю, такие у тебя сейчас с Sony, а именно — с командой PlayStation. Я лично не вижу в этом ничего плохого и только рад. Но у зрителей и читателей другое мнение. Например, недавно они раскритиковали твоё интервью. Как ты вообще борешься с хейтерами? Или вообще стараешься не обращать на них внимание?
— Многие ошибочно полагают, что у нас с Sony какие-то коммерческие отношения. Это не так, я за всё время не получил от компании ни копейки. Меня, как и многих других, просто пару раз позвали на выставки, чтобы осветить продукты, которые мне были интересны. Ну да, я определённо лояльный клиент, но это вовсе не значит, что я игнорирую либо проблемы в их хороших играх, либо их не самые удачные продукты — этого у меня валом на канале.
Касательно хейтеров, я бы побоялся их так называть, ибо мне известны блогеры, которым «хейтеры» реально мешают даже нормально на улицу выйти. У меня же просто группа несогласных со мной людей, которые ставят дизлайки и критикуют — это нормально.
«Если бояться дизлайков и критики, троллинга и оскорблений, то в интернет можно не входить»
Хейтеров, возможно, у меня и много, но на фоне числа людей, которые меня поддерживают, их число уже не кажется таким большим.
— Во время подготовки к интервью я гулял по твоим соцсетям и заметил, что ты никак не представлен в Instagram, Facebook и Twitter. Почему? Чем тебе не нравятся эти площадки? И почему не присутствуешь в Telegram?
— Instagram мне никогда не нравился, в первую очередь, концептуально — это просто картинки. Во вторую — тем, какие картинки туда постят. Это бессмысленное убийство времени без всякой на то пользы, просто жвачка для глаз без практической пользы. Вдобавок, это платформа Facebook, а значит — ужасная цензура, ужасная техподдержка, ужасные алгоритмы.
В Telegram я есть, просто не веду там никаких каналов, ибо ни один человек на планете мне не объяснил ещё, чем канал в Telegram лучше паблика VK, где и функционал шире, и взаимодействие с аудиторией куда ближе.
— Очень часто слышу мнение, что в техно-сегменте на YouTube очень сложно. Особенно для новичков. Как думаешь, смог бы ты повторить свой успех, если бы начал не в 2013-ом, а сегодня?
— Техно-сегмент, очевидно, сегодня перенасыщен. Любой Вася имеет своего кореша в каком-то техно-магазине, который ему толкает самые свежие ништяки на обзоры. У меня до сих пор нет таких возможностей, которые есть у блогеров с парой тысяч подписчиков. Как показала практика, сегодня вытягивает эксклюзивный контент. Вот есть техно-канал «Чудо Техники» («808»): чуваки пришли из телека с кучей бабла и сразу начали раньше всех попадать на выставки Apple и других гигантов. Как они туда попадают — вопрос открытый, но первые обзоры новых iPhone дали результат, и парни раскачали канал в кратчайшие сроки. Но тут нужны связи и деньги — у меня ничего из перечисленного не было, я до сих пор позже всех всё достаю :)
«Я нашёл свою аудиторию за счёт честности. Увы, это путь не для тех, кому нужны деньги сразу и много»
С каждым годом «партнёрка» YouTube платит всё меньше, ибо блогеров всё больше, а из рекламодателей в основном те, кто любит держать публику за стадо, втюхивая им продукт под предлогом «мои друзья мне порекомендовали такой сайт, ммм...». Я не профессионал, чтобы давать советы, мне повезло найти таких прекрасных людей, которые просто поверили в то невыразительное нечто под названием «Обзор на PSVita». Конечно, не могу исключать и мои старания, но в этом деле везение играет не на шутку важную роль.