В 2022 году российская эконом ... Алексей Ведев: Мировой опыт к сегодняшней экономической ситуации в России неприменим
Алексей Ведев: Мировой опыт к сегодняшней экономической ситуации в России неприменим...
В 2022 году российская экономика столкнулась с очень серьезными вызовами, а число санкций, направленных против нашей страны, превысило все разумные пределы и стало историческим с точки зрения их числа. Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Егора Гайдара Алексей Ведев рассказал деловому журналу «Инвест-Форсайт» о том, как жить сегодня в условиях финансовой и экономической неопределенности.
— Алексей Леонидович, скажите, сегодняшнее время действительно можно назвать периодом финансовой и экономической неопределенности? Или это не так?
— Я считаю, что сегодняшнее время действительно является периодом финансово-экономической неопределенности. Причем она совершенно искусственная, внутри которой происходят достаточно волюнтаристские события.
— Какие, например?
— Последний пример: карты нашей платежной системы «МИР». То их принимают дружественные страны, то не принимают. И таких примеров — множество.
Эта неопределенность еще складывается из неизвестности. Какими будут дальнейшие санкции, какие действия будут предприниматься, как будет меняться ситуация. Потому что даже если что-то начало работать, то совсем не факт, что позитивная составляющая этой «работы» будет продолжаться сколь-нибудь длительное время.
— В таких условиях существует ли выигрышная стратегия финансово-экономического поведения сегодня?
— Нет, такой стратегии не существует. Есть только одна, наверное, стратегия. Она все равно достаточно неэффективная и состоит в том, чтобы закладывать все риски, все неопределенности в любую стратегию.
— Если нет точной стратегии поведения в это время, можно ли обозначить тезисно, от каких поступков в области финансов, в области, так сказать, «личной экономики» точно нужно отказаться?
— Без сомнения, необходимо отказаться от средне- и долгосрочного планирования или делать это очень и очень условно, по каким-то укрупненным направлениям. Это первое. Второе — необходимо придерживаться продуманной системы платежей, которая завязана на все возможные риски. Кроме того, необходимо уходить от рыночных рисков, это колебания курсов валют, стоимость акций, облигаций и ценных бумаг. Это все, конечно, тоже надо учитывать.
— То есть на обывательском уровне в фондовый рынок входить сейчас не стоит ни в коем случае?
— Я бы, конечно, подождал. Мы действительно до 21 сентября видели определенную стабилизацию после шока и видим сейчас, какой обвал идет на фондовом рынке.
— Как вы предполагаете, какие шаги необходимо предпринять властям с тем, чтобы этот нестабильный экономический период закончился? И вообще — эти шаги можно предпринять или нам так и плыть по воле волн?
— Это достаточно сложный вопрос. В принципе, правительство разработало комплекс мер, связанный с преодолением последствий санкционного режима. Этот комплекс сегодня реализуется, где-то успешно, где-то не очень.
И я не думаю, что сегодня можно придумать что-то лучше, чем то, что работает на данный момент.
— А мы как страна сможем самостоятельно выбраться из этой ситуации или нам придется искать крепких союзников?
— Я думаю, что реально выбраться. Более того, экономика будет продолжать развиваться. Вопрос в том, что нужно действительно минимизировать все возможные риски, это первое. И во-вторых, к сожалению, мировой опыт недостаточен для того, чтобы его можно было как-то использовать в нашем случае.
— То есть нам, по сути, все равно вариться в своем собственном котле?
— Да. И принимать решения по ходу развития ситуации.