Часть средств Фонда национ? ... Никита Масленников: Состояние ЖКХ в России — все равно что внутренние санкции для нашей же страны
Никита Масленников: Состояние ЖКХ в России — все равно что внутренние санкции для нашей же страны...
Часть средств Фонда национального благосостояния в течение ближайших двух будет потрачена на реформу сферы ЖКХ. «Инвест-Форсайт» поговорил с руководителем направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никитой Масленниковым о том, каким образом и почему необходимо реформировать эту сферу.
— Реформа ЖКХ России, похоже, наконец, началась — будет распечатан ФНБ, за два года на 130 миллиардов рублей. Насколько это необходимо?
— Проблема, в первую очередь, заключается в другом, и для этого необходимо переформулировать вопрос, обозначив его как «насколько остро стоит проблема ЖКХ».
— И насколько остро, Никита Иванович?
— Естественно, максимально остро, практически, как говорится, край. Это уже издавна заповедник неэффективности со стареющими материальными активами, с износом инженерных сетей. Кроме того, качество нынешних продуктов девелопверов тоже, в общем, очень часто вызывает большие нарекания.
— А откуда эти нарекания берутся?
— Дело в том, что они в новые «коробки» втискивают старую, уже архаичную инфраструктуру. Где-то получается лучше, где-то хуже, где-то вообще никак не получается, поэтому создается новая инфраструктура. Но в целом проблема существенная. И это состояние потом продолжается, переходит в понятие качества оказываемых услуг. Потому что сколько бы вы не потратили денег, сколько бы не отремонтировали, сколько бы не провели ремонтов, но если у вас новый жилой фонд и старая инфраструктура — толку будет мало.
— Что еще мешает?
— Управленческие схемы. Практика управляющих компаний очень условно эффективна, потому что они всегда являются лишним посредником в схеме движения денежных средств. А когда возникает посредник, возникают, естественно, и кассовые разрывы, и прочие проблемы. Собственно говоря, еще и контроль! Кого мы можем проконтролировать? Как? Управляющую компанию? Она скажет: «Мы перечислили, вот туда и идите!» А когда вы перечислили? Сколько вы перечислили? Нормальных слов, честно говоря, я не подберу.
В результате у нас получается целый круг проблем, который продолжает давить на состояние жилищно-коммунальной сферы, так как это — отвлечение дополнительных ресурсов.
— А откуда их брали, эти ресурсы?
— Это региональные деньги. Регионы, отвлекаясь на «черную дыру» ЖКХ, подрезали все другие расходы. Отсюда и проблема. И один из ответов, кстати, на вопрос о том, почему не в полной мере выполнялись майские указы президента. Потому что происходит перераспределение средств на уровне региональных бюджетов, и, извините, эта условно-постоянная часть расходов становится постоянно растущей.
— Не приведет ли модернизация сетей ЖКХ к резкому росту тарифов на ЖКУ? Чего ждать от реформы обычному гражданину?
— На данный момент это действительно приводит к обременению населения. Потому что у вас без конца идет индексация расходов, увеличение их под разными «соусами» и «вывесками». И получается, что платите вы постоянно больше, а получаете существенно меньше.
То есть в итоге проблема ЖХК это проблема не только общая, макроэкономическая, финансовая, но еще и проблема с точки зрения психологического здоровья населения и его настроения.
— Средства ФНБ для модернизации — это наиболее правильная «кубышка»? Есть ли другие варианты решения этой задачи? Частные инвесторы здесь не подходят?
— О частных инвестициях в эту сферу речь идет с самого начала, с того момента, когда о реформе ЖКХ заговорили впервые. Где-то они есть, где-то они отсутствуют, но в целом частные деньги в этой сфере все-таки существуют, есть положительный опыт, а не полный и тотальный провал. Но все-таки этих частных денег недостаточно для решения вопроса. Дело в том, что инвестиционного климата, стимулирующего частные вложения, достойного, комфортного инвестиционного климата в этой сфере нет.
— А этот климат как-то можно создать?
— Частный климат в сфере ЖКХ суть функция от общего климата. Нельзя один климат сделать в отдельном секторе, тем более что именно этот распределен по всей территории Российской Федерации.
Сейчас ситуация такая, какая она есть. У нас второй год подряд будет кризис с падением ВВП, стало быть есть давление на федеральный бюджет и на региональные, но решать проблему нужно. Поэтому, условно говоря, нельзя сказать, что реформа ЖКХ откладывается в долгий ящик, но мне представляется, что она начинается в условиях определенного дефицита средств, когда нельзя дать больше из тех классических источников.
— Почему нельзя выдать больше денег, если эта реформа такая важная?
— Дело в том, что мы в этой ситуации можем перейти через «красные линии». Если недофинансировать больницы, то потом придет какая-нибудь следующая пандемия, и с чем мы ее встретим? А с другой стороны, мы видим и обрушение домов, и бесконечные взрывы газовых нагревателей, что говорит о серьезном износе и о том, что и эту проблему тоже надо безотлагательно решать.
— Когда денег нет или недостаточно, что делать?
— Когда ограничены бюджетные деньги из соответствующего фонда, необходимо привлекать частные. И пока мы не перешли на траекторию устойчивого роста, надо стараться решать самые острые проблемы, причем те, которые имеют наибольший мультипликативный эффект.
В той части, которая касается средств ФНБ, кстати, эти деньги даются под конкретные проекты, в которых, кстати, записано, что, допустим, на рубль средств фонда частные инвесторы должны вложить своих еще несколько рублей.
Что мы получим в результате? Мы получим, что общая сумма вложений в реформу ЖКХ составит где-то полтриллиона рублей. И, извините, за полтриллиона уже можно сделать что-то хорошее.
— Но деньги не все решают?
— Да, дальше идет вопрос качества проектов, предложенных к финансированию, их отбора. Что мы начинаем модернизировать на эти деньги? Я считаю, что это должны быть проекты, которые можно назвать сопряженными, которые решают проблемы в нескольких развилках сфер экономики, например масштабные инженерные сети или расселение домов.
Конечно, это не будет реформой в полном своем объеме, но это все-таки ее старт, более-менее разумное отношение к ситуации.
Вообще, взыскательное отношение ко всем этим планам реформирования возникает тогда, когда у вас случается острая нехватка денег.
— А как привлечь бизнес в эту сферу?
— Если вы не можете ничего ну или почти ничего дать бизнесу, тогда дают только свободу. И в результате мы подходим к определенному рубежу, за которым привлекательность ЖКХ с точки зрения частных инвесторов должна серьезно вырасти, властям придется очень серьезно поработать на эту тему с точки зрения стимулов. Нужно будет снять какие-то ограничения, задуматься о дополнительных стимулирующих эффектах для предпринимателей. Я думаю, что такие вещи будут отрабатываться.
— Как вы считаете, есть ли перспективы у этой реформы?
— Выходя из кризиса в целом, мы должны выходить в новую экономическую структуру. И здесь состояние ЖКХ — как раз существенный тормоз. Поэтому, если мы хотим в эту самую новую структуру выйти, что называется, всерьез, мы должны серьезно заняться тем, что нам мешает.
Можно сколько угодно говорить о внешних санкциях, но состояние ЖКХ России — это, по сути, те самые внутренние санкции, которые мы с вами все имеем и с которыми надо бороться.