В Российской академии наро? ... В РАНХиГС открылась новая кафедра для управленцев среднего и высшего звена
В РАНХиГС открылась новая кафедра для управленцев среднего и высшего звена...
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) состоялось торжественное заседание, посвящённое открытию новой базовой кафедры «Управление инновациями и цифровой трансформацией», заведующим которой назначен доктор экономических наук, экс-замминистра экономического развития РФ Алексей Ведев. «Инвест-Форсайт» поговорил с экономистом о задачах новой кафедры и о том, для чего сегодня необходимо выделять управление инновациями и цифровой трансформацией в отдельное научное направление.
— Алексей Леонидович, прежде всего, разрешите Вас поздравить с назначением на должность заведующего кафедрой РАНХиГС!
— Спасибо!
— Скажите, для чего сегодня необходимо выделять управление инновациями и цифровой трансформацией в отдельное научное направление?
— Спонсором кафедры является страховая компания ВСК, и у нее с созданием кафедры связаны две цели. Первая — воспитание кадров, что понятно. А второе, это участие сотрудников кафедры и моё, в первую очередь, в стратегических сессиях руководства или совета директоров компании.
В наше нестабильное время руководство любой компании должно понимать перспективы развития экономики, перспективы финансовой стабильности. Ну и, собственно говоря, то, что сегодня называется среднекратким и среднесрочным прогнозом развития экономики.
— Как сегодня строится управление инновациями с научной и практической точки зрения? Чего не хватает?
— Я думаю, что большей частью эти направления сегодня — чистая практика. Хотя прогноз каждый раз, а мы предполагаем на квартальной основе обсуждать прогнозы с руководством компании ВСК, это, в принципе, и наука тоже. Дело в том, что прогноз без своевременного внесения изменений, подчас кардинальных в модели, попросту невозможен.
То, что мы сможем сделать что-то новое в области цифровой трансформации — сейчас об этом говорить достаточно сложно. Дело в том, что это на данный момент не позволяют ресурсы кафедры.
— Но в связи с дальнейшим развитием кафедры эти ресурсы могут увеличиться?
— Конечно, это возможно. Но в принципе, я вижу, что основное — это преподавание, это все-таки является основной функцией кафедры, а не наука. Одновременно я ведь возглавляю и научную лабораторию РАНХиГС, вот как раз там науке отдано большее предпочтение.
— Давайте теперь поговорим о тех составляющих, которые указаны в названии кафедры. Управление инновациями — как оно сегодня выстраивается? Может быть, чего-то не хватает?
— Несомненно, и это даже безотносительно санкций, можно сказать, что российская экономика стремительно меняется. Все-таки идет долгожданный сдвиг в сторону человеческого капитала и функций человеческого капитала как одного из локомотивов экономического роста.
С этой точи зрения инновации — это человеческий капитал.
— А что у нас цифровизацией?
— Это неизбежный тренд, это Big Data и все, что с этим связано. Поэтому в этом аспекте мы будем заниматься изучением предшествующего опыта и текущего положения дел в этом сегменте.
— А возможно ли управлять инновациями с научной и практической точки зрения? Это реальная задача? Она реализуема?
— Это реальная задача, но она сложно реализуемая, скажем так. Дело в том, что в этом процессе или процессах есть некий конфликт. Он состоит в том, что инновации часто финансируются государством и в них есть большое количество неудачных стартапов. Это, кстати, мировая проблема, не только российская.
Но если бизнес-ангелы, инвесторы к этому относятся вполне нормально, то фонды с государственным участием, если они принимают участие в этом процессе, то это может становиться проблемой.
— Оцените, пожалуйста, масштабы цифровой трансформации. Есть ли у России шансы не отстать от остального мира на этом пути?
— Я думаю, что мы как раз идем в тренде, и сказать, что прямо отстали, нельзя. Наш IT-сектор развит хорошо. Я думаю, что с фундаментальной точки зрения, с точки зрения науки у нас все хорошо. С точки зрения реализации на уровне «железа», я имею виду какие-нибудь аппараты, микрочипы, у нас всё гораздо хуже.
— С этим можно что-нибудь сделать?
— Да, конечно, можно. Но я думаю, что сами мы вряд ли способны полностью решить эту задачу. Нужно кооперироваться со странами Юго-Восточной Азии, и вот как раз правильные шаги в этом направлении нам помогут.
— Какой вы видите кафедру через пять лет? Кого она будет готовить и чему будут обучаться специалисты, студенты?
— Изначально эта кафедра ориентирована на NBA и DBA. То есть ее студенты это люди с уже имеющимся высшим образованием, среднее и высшее звено средних и крупных компаний, то есть кафедра изначально не ориентируется на, скажем так, обычных студентов.
— Как будет формироваться научная школа? И будет ли?
— Я думаю, что это дела очень далекого будущего, это во-первых. И во-вторых, я не могу с вами здесь согласиться: кафедра не всегда предполагает формирование научной школы вокруг своего понятийного аппарата. Дело в том, что очень часто перед кафедрами стоит задача, скажем так, «обычного» обучения, а не проведения исследований.
И это абсолютно нормально. Есть очень много университетов, которые занимаются решением практических задач, ни фундаментальной наукой, ни фундаментальными исследованиями.