Лучший опыт

Европейский центральный ба ... Александр Абрамов: Закон об изъятии российских резервов не нужен самому Евросоюзу

Александр Абрамов: Закон об изъятии российских резервов не нужен самому Евросоюзу...

Европейский центральный банк заявил о рисках для евро при изъятии резервов ЦБ РФ. «Инвест-Форсайт» поговорил с заведующим лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александром Абрамовым о том, чем подобная практика может быть опасна для евро и какая судьба может ожидать российские резервы.

Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС

— А действительно, можно ли вообще изъять резервы Центрального банка России за границей? Есть ли для этого законодательная основа, экономическая, в целом? 

— Я думаю, что без принятия какого-то определенного закона на эту тему изъятие резервов Центрального банка России за границей малореально. Дело в том, что законодательство достаточно четко и последовательно защищает права собственности, в том числе и собственности центральных банков на различные активы и резервы. Тем более что центробанк по закону является государственным органом. Поэтому я еще раз повторю, что для изъятия нужен специальный закон.

— Учитывая общую политическую ситуацию в Европу, подобный закон может быть принят или это очень коллегиальное творчество с точки зрения политики Евросоюза и, скорее всего, такая инициатива будет кем-либо заблокирована? 

— Если рассуждать, что называется, совсем теоретически, то принят может быть абсолютно любой закон. Другое дело, проблема в том, что сейчас вряд ли у такого закона будет много сторонников даже в Европе.

— А почему? 

— Дело в том, что перспективы конфликта России и Украины пока непонятны. И закон может быть как некая форма реализации достигнутых соглашений. Просто так, без понимания перспектив дальнейшего развития спецоперации России на Украине, того, какие формы регулирования будут, такой закон большого смысла и перспектив не имеет.

— Я так понимаю, что в ситуации, если этот закон может быть так или иначе проведен через европарламент, целый ряд других стран, которые свои резервы могут хранить в Европе, сильно забеспокоятся. Потому что это будет новый инструмент влияния на них и, по сути, шантажа? 

— В любом случае очень много всяких инвесторов и предпринимателей в такой ситуации очень сильно напряглись. Поэтому, как мне кажется, такой закон мог бы появиться только в том случае, если он будет обеспечивать реализацию какой-то очень конкретной договоренности. Чтобы у других предпринимателей не было риска, даже потенциального, что такие же меры могут быть приняты и против него. Закон такого рода обязан быть уникальным и действенным только в одной, очень конкретной ситуации. Во-вторых, я думаю, что Европе сейчас совсем не до того, чтобы поднимать панику на этот счет. Вот, например, Европе Индия сейчас заказала огромную партию самолетов. И любое действие, даже потенциально направленное на то, чтобы раздражать контрагентов таких крупных сделок, тем более рассчитывающихся в евро, было бы абсолютно нелогичным. И в Евросоюзе это очень многие понимают.

— Какие риски для евро лежат на поверхности в случае изъятия резервов ЦБ РФ? 

— Это могут быть даже не столько риски для каких-то централизованных резервов. Но самый очевидный риск при этом — риск для резервов центральных банков во всем мире, которые в этом самом евро хранятся.

Скорее вырастет недоверие к евро как к валюте хранения. И рост желания защитить себя, переходя на другую валюту. Это может быть, например, тот же индийский покупатель самолетов Airbase, который, не желая потрясений евро из-за принятия мер по изъятию резервов российского ЦБ, может просто предпочесть другие формы финансовых расчетов, другие валюты.

— А что Россия может предпринять в случае, если в Евросоюзе придумают, как это сделать? 

— В данном случае это будет долгий судебный процесс, судебные разбирательства, это основное направление, потому что суд заблокирует эту сделку. И юридические последствия будут крутиться годами. По сути ведь никакого основания рассматривать центральный банк другого государства как орган государственной власти, который должен отвечать за политику, нет. Тем более что и в конституции записано, что центральный банк — независимая структура.

— Какая судьба может ожидать замороженные резервы?

— Напомню, что изъятие международных резервов — не такая уж и редкая практика, то же самое было, например, с Ливией, с Ираном. Обычно это заканчивалось тем, что средства размораживались тогда, когда наступало какое-либо урегулирование того конфликта, из-за которого была введена такая мера.

То же самое будет и в текущей ситуации. И использование этих средств будет возможно только при согласии России в рамках мер по какому-то пакетному урегулированию.

— А эти резервы не обесценятся? 

— Резервы лежат в государственных бумагах. И все равно, я считаю, они таким образом управлялись Банком России, что в основном приносили очень умеренные доходы. Так что доходность, скорее всего, останется примерно на том же уровне и сильно не изменится.

— А зачем вообще хранить средства резервов за границей? 

— Страны таким образом хеджируют свои валютные риски. Собственно, статус этих денег под управлением центрального банка в отличие от Фонда национального благосостояния, более неопределенный. Обычно считалось, что в случае наступления какого-то валютного кризиса этот резерв должен обеспечить некую поддержку рубля в случае его провала по отношению к основным мировым валютам. Смысл, подчеркну, именно в хеджировании.