Временное клиническое руководство по ведению беременных с COVID-19
Временное клиническое руководство по ведению беременных с COVID-19
Версия: Клинические протоколы 2020-2023 (Узбекистан)
Общая информация
Краткое описание
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Согласовано с Национальной палатой инновационного здравоохранения Республики Узбекистан.
Коды МКБ-10
Целевая группа
Этиология и патогенез
Следует сказать, что среди других коронавирусов известны HCoV 229E, NL63, OC43 и HKU1, вызывающие обычную простуду, MERS-CoV, вызывающий ближневосточный респираторный синдром, SARS-CoV, вызывающий острый респираторный синдром.
Сообщается, что гомология между геномом вируса SARS-CoV-2 и SARS-CoV составляет 82% [17].
Эпидемиология
На сегодняшний день считается, что распространение коронавируса SARS-CoV-2 происходит в основном воздушно-капельным путем и напоминает пути распространения гриппа. Передача инфекции происходит при разговоре, кашле, чихании зараженного. Здоровый человек может заразиться при прямом контакте со слизистыми оболочками больного (например, при поцелуе). Заражение может произойти в момент, когда человек прикасается к зараженным поверхностям (например, к дверным ручкам), а затем дотрагивается до своих глаз, носа, рта.
На сегодняшний день нет доказательств, что беременные более подвержены заражению, чем люди общей популяции, хотя существует обеспокоенность, что в связи с изменением иммунного ответа в организме беременных, вероятность развития более тяжелой клинической картины увеличивается.
Клиническая картина
Cимптомы, течение
Анализ клинических проявлений COVID-19 у 138 пациентов в Ухане показал, что наиболее частыми симптомами на момент манифестации были [20]:
Также, как и у пациентов общей популяции, большинство беременных будут предъявлять жалобы, похожие на проявления простуды, гриппа легкой или средней степени тяжести. Следует помнить о склонности беременных к развитию более тяжелых форм, развитию тяжелой пневмонии и гипоксии.
Клиническая картина развития пневмонии у беременных с COVID-19 хорошо описана в исследовании Liu et al [14]. В связи с отсутствием какой-либо системной информации, считаем необходимым привести выдержку из работы.
Авторы предоставили данные о течении заболевания у 15 пациенток с положительными ПЦР-тестами на SARS-CoV-2, у которых на момент поступления был выставлен диагноз: пневмония легкой степени тяжести.
У четырех женщин беременность продолжилась, все они получали эмпирическую антибактериальную терапию, три пациентки с момента поступления получали кислород. Никому из этих больных противовирусная терапия не проводилась.
К концу исследования и после проведения терапии у 14 из 15 больных тесты ПЦР на SARS-CoV-2 показали отрицательные результаты. Количество лимфоцитов достигло нормальных значений у 14 больных, уровень С-реактивного белка у всех 15. В конце лечения кашель и другая клиническая симптоматика купировалась у всех пациенток.
В публикациях есть сообщения о случаях преждевременных родов у женщин с COVID-19, однако не ясно, какую часть можно относить к проведенным по показаниям, какую часть – к спонтанным. Известно, что досрочное родоразрешение проводилось по показаниям со стороны матери, связанным с вирусной инфекцией. В некоторых сообщениях говорилось о развитии внутриутробного страдания плода, преждевременного дородового разрыва плодных оболочек.
Диагностика
В общем анализе крови на ранних стадиях болезни количество лейкоцитов может быть в норме, либо снижено, может наблюдаться лимфопения. Уровень С-реактивного белка повышен. У некоторых пациенток развивается тромбоцитопения, повышение уровня печеночных ферментов и креатинфософкиназы.
Исследование газов артериальной крови с определением PaO2, PaCO2, pH, бикарбонатов, лактата (по показаниям) проводится пациентам с признаками острой дыхательной недостаточности (ОДН) (SрO2 менее 90% по данным пульсоксиметрии).
Пульсоксиметрия с измерением SpO2 проводится для выявления дыхательной недостаточности и оценки выраженности гипоксемии.
Лечение
После этого медицинская и акушерская помощь таким женщинам оказывается в соответствии с обычными рекомендациями по ведению соответствующей патологии.
Медицинские работники должны быть осведомлены о таком варианте событий, а особенно те, кто проводит постоянное измерение основных жизненных показателей (например, постовая медсестра отделения).
При условии нормально протекающей беременности, отсутствии осложнений, опасных признаков беременных, легкой доступности родильного учреждения (наличие транспорта, близкое расстояние) в индивидуальном порядке возможно, чтобы женщина латентную фазу родов провела дома, находясь в постоянном контакте с медицинскими работниками.
Все женщины с подозрением/подтвержденным диагнозом COVID-19, независимо от симптомов, должны быть доставлены в родильное учреждение в машине скорой помощи (см. Национальное руководство по COVID-19, выпущенное МЗ РУз, март, 2020).
Если система здравоохранения перегружена, то в родильное учреждение женщины могут поступать на другом транспорте, в машине скорой помощи будут перевозиться женщины только с тяжелыми симптомами.
Медперсонал должен использовать средства индивидуальной защиты.
В случае, когда плановое кесарево сечение отсрочить невозможно, необходимо следовать рекомендациям по ведению женщин с подозрением/подтвержденным диагнозом COVID-19.
Действия акушеров-гинекологов во время проведения кесарева сечения не отличаются от рутинной практики.
Так же, как и в случаях с плановым кесаревым сечением, следует индивидуально оценить возможность отсрочки индукции родов для минимизации риска передачи инфекции другим беременным, медицинским работникам и новорожденному в постнатальном периоде.
Женщины с индукцией родов должны оставаться в изоляционной комнате на весь период госпитализации.
Привлечь к ведению пациентки квалифицированную мультидисциплинарную команду специалистов – акушера-гинеколога, инфекциониста, анестезиолога, акушерку. Обсужденный в команде план ведения должен быть представлен пациентке.
Для проведения дифференциального диагноза возможно назначение дополнительных исследований:
Инфузионную терапию необходимо проводить с осторожностью. После введения начального болюса в 250-500 мл необходимо оценить наличие признаков перегрузки, а после этого приступать к введению дополнительных объемов жидкости [1].
Частоту и необходимость контроля за состоянием плода следует рассматривать в индивидуальном порядке, принимая во внимание гестационный срок плода и состояние матери. Если необходимо срочное родоразрешение по показаниям со стороны плода, его необходимо производить согласно принятым стандартам, если позволяет состояние матери.
При необходимости до родоразрешения следует добиться стабилизации состояния матери, так как это является приоритетом, как и при прочих акушерских состояниях, например, как при тяжелой преэклампсии.
Нет доказательств того, что кортикостероиды, вводимые женщине для профилактики респираторного дистресс синдрома плода могут усугубить состояние COVID-19. Глюкокортикоиды необходимо назначать в соответствии с принятыми акушерскими стандартами. Назначение глюкокортикоидов не должно быть причиной отсрочки экстренного родоразрешения.
Рекомендации по интенсивной терапии пациенток с COVID-19 приведены в рекомендациях ВОЗ «Клиническое ведение тяжелой острой респираторной инфекции при подозрении на коронавирусную инфекцию COVID-19».
Не рекомендуется рутинная изоляция новорожденных. Однако, в зависимости от ценностей семьи в некоторых случаях возможен перевод ребенка в отделение для новорожденных до тех пор, пока меры по изоляции матери не будут отменены полностью.
Хорошо известно, что все новорожденные способны распространять вирусы, вызывающие заболевания дыхательных путей. Поэтому, при уходе за новорожденным с подтвержденным диагнозом на COVID-19 необходимо проводить полный контроль за распространением инфекции.
Женщины должны хорошо мыть руки перед использованием маски и пользоваться ею во время ухода за новорожденным.
Женщинам, которые решили кормить грудью, должно быть разрешено это делать после соответствующего мытья рук и в маске. Возможно, что мать может передавать антитела младенцу через грудное молоко.
Если необходима реанимация новорожденного, для снижения риска в отношение медицинского персонала можно рассмотреть вопрос о проведении всех мероприятий в отдельном помещении.
Если возможно, выхаживание новорожденных, нуждающихся в респираторной поддержке, следует проводить в кувезах.
Повторное тестирование для подтверждения результатов проводится через 24 часа.
В качестве материала для тестирования забирают назофарингеальный, либо орофарингеальный мазок.
Последующее тестирование проводится по показаниям (например, ухудшение состояния новорожденного при выздоровлении матери, рекомендации инфекционистов и др.). Алгоритм ведения новорожденных от матерей с подозрением/подтвержденным диагнозом COVID-19 приведен в Приложении 4.
Выздоровлением считается получение двух последовательных отрицательных результатов.
Клиническую оценку состояния новорожденного следует проводить в соответствии с принятыми стандартами.
Если состояние ребенка позволяет, то можно рассмотреть вопрос о совместном пребывании матери и новорождённого.
При принятии решения о переводе новорождённого в отделение патологии, следует руководствоваться обычными критериями и принятыми стандартами практики по ведению новорожденных.
При выписке из лечебного учреждения женщину необходимо информировать о признаках, требующих повторного обращения за медицинской помощью и госпитализации. В течение 1-3 недель после выписки у новорождённого вновь может появиться респираторная симптоматика.
Среди наиболее часто возникающих симптомов можно указать появление признаков респираторной инфекции.
Плановые рутинные мероприятия и процедуры (например, проверка слуха), можно отсрочить.
Новорожденные, рожденные от матерей с подозрением, высокой вероятностью или подтвержденным диагнозом COVID-19, должны питаться в соответствии со стандартными рекомендациями по вскармливанию и в строгом соблюдении необходимых мер предосторожности для профилактики передачи инфекции.
Консультирование по вопросам грудного вскармливания, базовая психосоциальная и практическая поддержка по кормлению должны предоставляться всем беременным и родильницам, имеющим новорожденных и детей младшего возраста, независимо от того, имеется ли у женщин и/или их детей подозрение/подтвержденный диагноз COVID-19.
Все женщины должны получить практическую поддержку по началу и продолжению грудного вскармливания, решению проблем при возникновении затруднений, включая меры профилактики передачи инфекции. Эту поддержку должны надлежащим образом оказывать подготовленные медицинские работники и консультанты по вопросам грудного вскармливания.
Рекомбинантный интерферон альфа 2b (FDA категория С) должен применяться, когда польза от их применения превышает потенциальный вред побочных действий.
Однако в качестве этиотропной терапии возможно назначение противовирусных препаратов с учетом их эффективности против нового коронавируса по жизненным показаниям. В остальных случаях следует учитывать их безопасность при беременности и в период грудного вскармливания.
Назначение препаратов лопинавир + ритонавир (категория FDA не определена) возможно, в случае если предполагаемая польза для матери превосходит потенциальный риск для плода: 400 мг лопинавира + 100 мг ритонавира назначаются каждые 12 часов в течение 14 дней в таблетированной форме.
В случае невозможности перорального приема эти препараты (400 мг лопинавира + 100 мг ритонавира) вводятся через назогастральный зонд в виде суспензии (5 мл) каждые 12 часов в течение 14 дней.
Лечение должно быть начато как можно раньше, что в большей степени обеспечивает выздоровление. Противовирусные препараты беременным с тяжелым или прогрессирующим течением заболевания необходимо назначать и в более поздние сроки от начала заболевания.
При назначении противовирусных препаратов кормящим женщинам решение вопроса о продолжении грудного вскармливания зависит от тяжести состояния матери.
Симптоматическое лечение
Симптоматическое лечение включает:
Для местного лечения ринита, фарингита, при заложенности и/или выделениях из носа начинают с солевых средств для местного применения на основе морской воды (изотонических, а при заложенности – гипертонических). В случае их неэффективности показаны назальные деконгенстанты.
При неэффективности или выраженных симптомах могут быть использованы различные растворы с антисептическим действием.
Во время беременности (II и III триместры), в послеродовом и постабортном периоде возможно применение муколитических средств (амброксол 2–3 мл с изотоническим раствором в соотношении 1:1 2–3 раза в день) и бронходилататоров (ипратропия бромид + фенотерол по 20 капель в 2– 4 мл изотонического раствора 2 раза в день). Во время беременности (I, II и III триместры), в послеродовом и постабортном периоде в качестве бронходилататора также может применяться сальбутамол (2,5–5 мг в 5 мл изотонического раствора 2 раза в день).
Необходимым компонентом комплексной терапии является адекватная респираторная поддержка. Показатели сатурации кислорода должны определяться у всех беременных с клиникой острого респираторного заболевания и/или с пневмонией.
Ведение пациентов с быстропрогрессирующей ОДН проводится в соответствии с Национальным руководством по COVID-19 МЗ РУз (март, 2020г).
Пациенткам с тяжелым течением заболевания антибактериальные препараты вводятся внутривенно.
Информация
Источники и литература
Информация
Выявление и оценка подозрительных случаев должны проводиться медицинским работником на дому, в изоляторе, в медицинском учреждении или на границе, в зависимости от местонахождения пациента.
3. Имели ли вы тесный контакт с человеком с острым респираторным заболеванием, который совершал международные поездки в течение последних 14 дней?
4. Имеются ли у вас какие-либо из следующих симптомов: высокая температура, вновь появившийся или развившийся ранее сухой кашель и затрудненное дыхание?
Если он отвечает утвердительно или отказывается отвечать на любой из первых трех вопросов, он является контактным лицом.
Если он отвечает утвердительно или отказывается отвечать на любой из первых трех вопросов и на четвертый вопрос, то он является подозрительным случаем.
Поприветствуйте человека дружелюбным, спокойным и обнадеживающим тоном. Скажите следующее: «Здравствуйте. Как вам известно, COVID-19 продолжает быстро распространяться. В этой связи нам необходимо провести оценку риска инфицирования COVID-19. Не могли бы вы ответить на следующие вопросы?»:
2. Вы курите?
3. Имеются ли у вас какие-либо из следующих хронических заболеваний (гипертония, болезнь сердца, цереброваскулярное заболевание, заболевание легких, заболевание печени)?
4. Принимаете ли вы какие-либо иммунодепрессивные препараты, например, против рака, ВИЧ, аутоиммунных заболеваний или других болезней?
5. Подвергались ли вы хирургической операции за последний месяц?
Если он отвечает (б) на любой из вопросов, то он входит в группу риска.
МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ COVID -19 У БЕРЕМЕННЫХ
ПОСЛЕРОДОВАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ
Прикреплённые файлы
Внимание!