Миелопролиферативные заболевания, протекающие с эозинофилией
Миелопролиферативные заболевания, протекающие с эозинофилией
Версия: Клинические рекомендации РФ 2018-2020 (Россия)
Общая информация
Краткое описание
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Классификация
Диагноз Гиперэозинофильный синдром впервые был исключен из данной классификации, так как формально его нельзя отнести к новообразованиям. Однако на практике финальным этапом установления диагноза является дифференциальная диагностика с CEL-NOS, который от ГЭС отличает наличие подтвержденного патологического клона и/или повышенного числа бластных клеток (более 2% в периферической крови и/или от 5% до 19% - в костном мозге). Поэтому диагностика ГЭС, в частности, его миелопролиферативного варианта, включена в настоящие Рекомендации как часть общего диагностического процесса.
Этиология и патогенез
С развитием молекулярных методов исследования значительно расширились представления о природе ГЭС. В 2003 году у нескольких больных с ГЭС был выявлен слитный ген с участием гена PDGFRA, кодирующего синтез α-цепи рецептора к ростовому фактору, продуцируемому тромбоцитами/мегакариоцитами - FIP1L1-PDGFRA как следствие интерстициальной делеции фрагмента длинного плеча 4 хромосомы (del 4(q12)) [1]. Выявление этого маркера стало основой установления диагноза клонального новообразования. Подтвердить наличие del 4(q12) при стандартном цитогенетическом исследовании невозможно в связи с ее небольшим размером, поэтому диагностика основывается на обнаружении экспрессии слитного гена FIP1L1-PDGFRA методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) и/или делеции фрагмента CHIC2 хромосомы 4 методом FISH. Среди всех клональных новообразований, протекающих с эозинофилией, вариант с маркером FIP1L1-PDGFRA является наиболее частым [2-7].
Другой вариант клонального новообразования с эозинофилией связан с аномалией гена PDGFRВ, кодирующего синтез β-цепи рецептора к ростовому фактору, продуцируемому тромбоцитами/мегакариоцитами. Известно порядка 10 вариантов его вовлечения в различные транслокации, но в подавляющем большинстве случаев встречается химерный ген ETV6-PDGFRВ как следствие транслокации t(5;12)(q31-33;p13). Эозинофилия при этом заболевании не всегда присутствует; напротив, может отмечаться моноцитоз, что иногда приводит к установлению диагноза «хронический миеломоноцитарный лейкоз» [2-5].
Еще одна нозологическая форма обусловлена поломкой гена FGFR1, кодирующего синтез рецептора ростового фактора фибробластов. Наиболее часто встречающиеся транслокации с участием этого гена - t(8;13)(p11;q12), t(8;9)(p11;q34), t(6;8)(q27;p11). Развивается патология, описываемая в литературе как «стволовоклеточный лейкоз-лимфома». Процесс отличается крайне агрессивным течением с быстрой трансформацией в острый, чаще миелобластный, лейкоз [2-5, 8]. Методов эффективного консервативного лечения FGFR1-позитивного новообразования в настоящее время нет. При диагностировании данной нозологии показан поиск HLA-совместимого донора и выполнение аллогенная трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК). В последние годы ведутся исследования, направленные на создание ингибиторов тирозинкиназ, специфичных для этой патологии [9].
По мере накопления данных об этих новых ноологиях выяснилось, что иногда МПЗ-эо может иметь смешанный фенотип с сочетанием миелопролиферативного процесса в костном мозге и лимфопролиферативного – в увеличенных лимфатических узлах, но, при этом, в обеих клеточных линиях обнаруживается единый молекулярный маркер, что дало основание рассматривать его как единый патологический процесс, в основе которого лежит генетическая мутация в полипотентной клетке-предшественнице. Данный феномен нашел отражение в названии нозологических форм, представленных в ВОЗ-классификации новообразований, протекающих с эозинофилией, 2016 года [12].
При выявлении других генетических аномалий (не включающих эти черыре гена), либо в случаях, когда генетические аберрации не обнаружены всеми доступными в настоящее время методами, но имеется повышение числа бластных клеток (более 2% в периферической крови и/или более 5% - в костном мозге), устанавливается диагноз «хронический эозинофильный лейкоз, никак иначе не определяемый» (Chronic eosinophilic leukemia, not otherwise specified или CEL-NOS) [12].
Таким образом, для установления причины ГЭС требуется комплексная диагностика с использованием различных методов исследования. ГЭС как окончательный диагноз устанавливается методом исключения, и лишь констатирует факт наличия эозинофилии и поражения органов. При этом также предполагается либо реактивная, либо опухолевая (миелопролиферативная) природа синдрома. Так, если имеется симптомокомплекс, характерный для миелопролиферативного процесса (гепатоспленомегалия, миелоцитарный сдвиг в формуле крови, миелоидная гиперплазия в костном мозге), некоторые исследователи [13], включая авторский коллектив настоящих Рекомендаций, рассматривают данный вариант ГЭС как миелопролиферативный. По нашему мнению, выделение миелопролиферативного варианта из группы ГЭС крайне важно для выбора терапевтических подходов.
Эпидемиология
Диагностика
Жалобы и анамнез
Лабораторная диагностика включает следующие анализы:
Наличие миелоцитарного сдвига в лейкоцитарной формуле, анемия, тромбоцитопения или тромбоцитоз, нормальный уровень IgE дают основания предполагать миелопролиферативный процесс. Отклонения коагулологических показателей, свидетельствующие о гиперкоагуляции, требуют настороженности в отношении тромботических осложнений как следствие эозинофилии. При наличии клинических и электрокардиографических признаков повышение уровня сердечного тропонина позволяет подтвердить наличие миокардита как возможное осложнение эозинофилии.
Показано выполнение следующих исследований:
Молекулярно-генетические исследования для выявления структурных нарушений генов PDGFRА, PDGFRВ, FGFR1, стандартное цитогенетическое исследование, оценка миелограммы и показателей общего анализа крови позволяют точно верифицировать нозологическую форму новообразования, представленную в Классификации ВОЗ 2016. Прямое подтверждение наличия слитного гена PCM1-JAK2 методом ПЦР пока не доступно, но выявление транслокации t(8;9)(p22;p24) при СЦИ делает диагноз PCM1-JAK2-позитивного новообразования весьма вероятным.
Морфологическое (гистологическое) исследование костного мозга позволяет выявить характерные диагностические признаки миелопролиферативного процесса с эозинофилией: редукцию жировой ткани, миелоидную гиперплазию с преобладанием эозинофильных форм, иногда незрелых, подавлением эритроидного и мегакариоцитарного ростков, наличие фиброза в ряде случаев.
Лечение
Таблица 1. Частота обследования больных, получающих терапию иматинибом.
Таблица 2. Критерии ответа на терапию
Тактика при PCM1-JAK2-позитивном МПЗ-эо. Поскольку новообразование с наличием слитного гена PCM1-JAK2 как нозология появилось совсем недавно, описан лишь один случай успешного использования ингибитора JAK2-киназы - руксолитиниба при этой форме МПЗ-эо [30]. Отсутствие значимого опыта его применения, неблагоприятный прогноз заболевания, а также, низкая эффективность приведенных выше стандартных методов консервативной терапии дают основания рекомендовать выполнение алло-ТГСК в ранние сроки после подтверждения диагноза.
Медицинская реабилитация
Профилактика
Информация
Источники и литература
Информация
1. ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, г. Москва
Проект Клинических рекомендаций рассмотрен 15 ноября 2013 г. на Совещании научно-исследовательской группы гематологических центров России, Национальное гематологическое общество, Москва. Клинические рекомендации утверждены на II и III Конгрессах гематологов России (апрель 2014, апрель 2016).
Критерии оценки качества медицинской помощи
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
Методология сбора доказательств
Базы данных, использованных для сбора/селекции доказательств:
Методы, использованные для анализа доказательств:
Методы, использованные для качества и силы доказательств:
Таблица П1 – Рейтинговая схема для оценки уровня достоверности доказательств
Таблица П2 – Рейтинговая схема для оценки убедительности рекомендаций [31]
Методология валидизации рекомендаций
Описание методики валидизации рекомендаций:
Блок-схема 1. Алгоритм диагностики миелопролиферативных заболеваний, протекающих с эозинофилией, и определения тактики ведения больных
Блок-схема 2. Алгоритм консервативной терапии больных с миелопролиферативными заболеваниями, протекающими с эозинофилией, и миелопролиферативным вариантом идиопатического гиперэозинофильного синдрома
Приложение В. Информация для пациентов
Диагноз МПЗ с эозинофилией и гиперэозинофильного синдрома устанавливается на основании данных клинико-лабораторных исследований (соответствующие изменения периферической крови, молекулярно-генетические маркеры или другие признаки клональных изменений гемопоэза, гистологические признаки в трепанобиоптате костного мозга). Также важным является исключение других заболеваний как причины эозинофилии.
Заболевания и состояния, сопровождающиеся реактивной эозинофилией:
Инфекции:
Аллергия:
Заболевания легких:
Заболевания желудочно-кишечного тракта:
Другие причины аутоиммунного, воспалительного или токсического характера:
Злокачественные заболевания:
Эндокринная недостаточность надпочечников (болезнь Аддисона).
Прикреплённые файлы
Внимание!