Экзаменационный стресс
Экзаменационный стресс

Экзаменационный стресс – это состояние психофизиологического напряжения, обусловленное ситуацией подготовки и сдачи экзаменов. Характеризуется дестабилизирующим влиянием на психическое и физическое здоровье. Выражается тревогой, страхом, ощущением неопределенности, мыслями о возможном «провале», воспоминаниями прежних неудач, снижением работоспособности. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение включает психотерапию, техники расслабления, медикаментозную помощь.
Общие сведения
Экзаменационный стресс – самый распространенный вариант нарушений адаптации у школьников и студентов. По результатам обследования молодежи, в период сессий высокий уровень нервно-психического напряжения выявлен у 64% учащихся. Среди них более половины – девушки. Юноши во всех возрастных группах проявляют большее спокойствие и готовность к любым результатам сессии. У школьников экзаменационный стресс возникает в 9 и 11 классах, достигая максимума во втором учебном полугодии.
Причины
Экзаменационный стресс представляет собой результат мыслительных процессов: учащийся оценивает собственные способности, сложность заданий, сравнивает нынешний опыт с прошлым, составляет представление о себе и своей успешности в учебе. Тревога связана с отдельными аспектами экзаменационной ситуации, обуславливающей отношение окружающих (одноклассников, однокурсников, учителей, родителей). Причинами стресса становятся:
- Неуверенность в знаниях. Субъективная оценка собственной подготовленности становится источником тревоги большинства студентов. При этом реальный уровень знаний бывает достаточным для получения положительной оценки или высокого балла, но отсутствие уверенности приводит к эмоциональному напряжению, ухудшению самочувствия.
- Ожидание плохих событий. У большинства студентов и старшеклассников источником стресса являются мысли о будущем: о «провале» экзамена, отчислении, осуждении родителей, утрате социального статуса. Они многократно обдумывают возможные негативные исходы, что только усиливает беспокойство и тревогу.
- Интенсивная умственная нагрузка. Повторение учебного материала, заучивание, разбор сложных тем – интеллектуальные задачи выполняются одна за другой без достаточного времени на отдых. В результате быстро накапливается усталость, что увеличивает риск эмоционального расстройства.
- Повышенная статическая нагрузка. Ограничение двигательной активности, долгое нахождение в сидячей позе ухудшают самочувствие, способствуют чрезмерному мышечному напряжению и болям. Часто у учащегося нет возможности выйти на улицу, не хватает времени на разминку. Все это негативно сказывается на психологическом состоянии.
- Нарушение режима сна и питания. Полностью сфокусировавшись на учебе, молодые люди забывают о важности здорового образа жизни. Они сидят за учебниками допоздна, едят по ночам, злоупотребляют энергетиками. Наступает гормональный и нейромедиаторный дисбаланс, что снижает стрессоустойчивость.
Патогенез
Экзаменационный стресс развивается согласно трем классическим стадиям адаптационного синдрома, описанным Г. Селье. Сначала происходит мобилизация организма, которая вызвана ситуацией неопределенности перед экзаменами. Студент ощущает тревогу, когнитивные процессы протекают быстро: поиск информации, заучивание. Так как все усилия направлены на учебу, второстепенными становятся сон, еда, гигиена, физические нагрузки. Вторая стадия – адаптация. Все ресурсы организма используются по максимуму, интеллектуальные нагрузки становятся посильными. Если этот период совпадает со сдачей экзамена, студент справляется успешно.
Когда экстремальные нагрузки продолжаются, а ресурсы организма закончились, наступает третья стадия – истощение. Учащийся начинает чувствовать постоянную усталость, апатию, подавленность. Возникает депрессивное состояние, желание бросить учебу. Три фазы стресса развиваются на протяжении всей сессии или периода сдачи выпускных экзаменов. Первая возникает во время сдачи зачетов и продолжается до первого экзамена. Вторая приходится на основное время сессии. И третья формируется при затяжном периоде, когда необходимо сдать более трех предметов, прийти на пересдачи.
Симптомы экзаменационного стресса
Проявления возникают на трех уровнях психики: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Также стресс ухудшает физическое самочувствие, сопровождаясь симптомами вегетативного дисбаланса. К эмоциональным нарушениям относятся: чувство напряжения, тревога и страх. Начинают преобладать негативные переживания, такие как подавленность, гнев, раздражительность. Усиливается эмоциональная неустойчивость: человек легко может расплакаться или вспылить, даже если не хотел.
На когнитивном уровне экзаменационный стресс проявляется навязчивыми мыслями об экзамене, возможных трудностях, неудаче. Молодой человек начинает думать о себе в негативном ключе, испытывает чувство неопределенности, мысленно старается уменьшить значимость происходящего. Самооценка часто становится сниженной. При длительных нагрузках снижается внимание и память.
Поведенческие изменения представлены ухудшением работоспособности, неуверенностью в действиях, робостью. Начинает преобладать мотивация избегания трудностей, выбираются неадаптивные поведенческие стратегии, например, смотреть весь день сериал, а ночью готовиться к сдаче предмета.
К частым вегетативным симптомам при экзаменационном стрессе относятся: бессонница, головокружения, головные боли, чувство слабости. Аппетит изменяется, становится сниженным или чрезмерным. Нередко возникают боли в животе, тошнота, вздутие, нарушения стула, в тяжелых случаях развивается рвота. Среди других проявлений – усиленное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, частое мочеиспускание, кожные высыпания, нарушения менструального цикла. При сильном эмоциональном напряжении перед самым экзаменом может произойти обморок.
Осложнения
Длительный экзаменационный стресс приводит к истощению всех ресурсов организма. Основными осложнениями являются неврозы – депрессия, тревожное и обсессивно-компульсивное расстройства. Учащиеся испытывают подавленность, утрачивают интерес ко всем сферам жизни, включая учебу. Периоды отдыха, каникулы не улучшают самочувствие.
При тревожном расстройстве сохраняется чувство напряжения, переживания о будущем, нарушения сна. Частые обсессивно-компульсивные проявления – навязчивые мысли, покусывание ногтей, нанесение себе повреждений. Помимо этого, у учеников и студентов ухудшается физическое самочувствие: обостряются хронические заболевания, дебютируют болезни, к которым была предрасположенность.
Диагностика
Экзаменационный стресс выявляется психологами, психотерапевтами, реже – врачами-психиатрами. Студенты и старшеклассники обращаются за помощью к специалистам с жалобами на тревогу, депрессию, снижение работоспособности, быструю утомляемость. Как правило, диагностика выполняется уже на третьей стадии стресса, когда ресурсы организма истощены и резко ухудшается самочувствие. Обследование включает в себя:
- Клинический опрос. Выясняется продолжительность экзаменационного периода, успешность сдачи экзаменов. Уточняются симптомы четырех групп: эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, соматические. Пациенты сообщают о беспокойстве, напряжении, подавленности, усталости, нарушениях сна, беспокойных мыслях о будущем.
- Опросники. Для выявления стресса наиболее часто используется опросник ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера-Ханина, а также тестовая методика САН (самочувствие, активность, настроение). Их результаты позволяют оценить актуальное психологическое состояние пациента, определить стадию стресса и его выраженность.
- Проективные методики. Для получения дополнительной диагностической информации применяются проективные методики: цветовой тест Люшера, рисунок Человек под дождем, тесты интерпретации ситуаций. По результатам выявляется напряженность, тревожность, астения или импульсивность, повышенная возбудимость. Отдельные характеристики зависят от стадии стрессового расстройства.
Коррекция экзаменационного стресса
Терапия включает различные способы снятия напряжения. Большинству учащихся достаточно психологической и психотерапевтической поддержки для того, чтобы успешно преодолеть имеющиеся проблемы. В отдельных случаях может потребоваться применение психофармакологических препаратов. Комплексное лечение экзаменационного стресса проводится следующими методами:
- Релаксация. Для уменьшения признаков стресса пациенты осваивают дыхательную гимнастику, аутогенную тренировку, приемы психомышечного расслабления. Подобные техники позволяют быстро уменьшить эмоциональный дискомфорт и физическое напряжение.
- Психотерапия. Применяются методы когнитивно-поведенческого направления, нейролингвистическое программирование, техники позитивной визуализации. Основные задачи: осознать и изменить деструктивные мысли, создать положительный образ будущего, наметить цели, разработать план поведения, который будет поддерживать психологическое здоровье и обеспечит качественную подготовку к экзаменам.
- Физиотерапия. Хороший эффект дают водные процедуры, сауна, массаж, электросон. Все эти мероприятия восстанавливают баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Также пациентам рекомендуются регулярные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе.
- Психофармакотерапия. Пациентам с выраженной тревогой назначаются транквилизаторы, седативные препараты. При преобладании сниженного настроения, подавленности могут быть назначены антидепрессанты. Лекарственное лечение обычно носит краткосрочный характер, применяется на начальных этапах психотерапии.
Прогноз и профилактика
Экзаменационный стресс хорошо поддается коррекции. Большинство студентов и учеников справляются с эмоциональным напряжением, выполняя рекомендации психологов. В наиболее уязвимом положении оказываются молодые люди с синдромом отличника – те, кто чрезмерно ориентирован на положительные оценки педагогов. Профилактику стоит начинать до периода экзаменов. Она включает в себя соблюдение режима дня, физическую активность, освоение техник релаксации, планомерное изучение учебного материала в течение года.
Литература
1. Экзаменационный стресс/ Хвалина С. А. // БМИК. 2013. №2. 2. Профилактика экзаменационного стресса у студентов/ Михалева О. С. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №33-1. 3. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу/ Фатеева Н.М. // Символ науки. - 2016. - №1-3. 4. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков/ Сиденко Е. А. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №1. |
Код МКБ-10
F43 |