Лучший опыт

Генеральный директор групп ... Дмитрий Завалишин, DZ SYSTEMS: Наша ценность для мировых вендоров куда больше, чем принято говорить

Дмитрий Завалишин, DZ SYSTEMS: Наша ценность для мировых вендоров куда больше, чем принято говорить...

Дмитрий Завалишин, DZ SYSTEMS: Наша ценность для мировых вендоров куда больше, чем принято говорить
Дмитрий Завалишин, DZ SYSTEMS: Наша ценность для мировых вендоров куда больше, чем принято говорить

Генеральный директор группы компаний DZ SYSTEMS и организатор OS DAY Дмитрий Завалишин встретился с Cyber Media во время конференции, чтобы поговорить об особенностях замены SAP и других импортных решений, а также роли отечественного рынка для мировых вендоров.

Cyber Media: Вы работали в Яндексе и являетесь создателем Яндекс.Маркета. Весной произошла утечка из Яндекс.еды. С чем Вы связываете произошедшее?

Дмитрий Завалишин: Во всех компаниях, которые я знаю, ситуация с работой с данными и поддержанием закрытой инфраструктуры почти катастрофическая. То, что наши данные не выливаются каждый день и из каждого угла, — это чудо. Именно Яндексу это приписывать бессмысленно — так везде. Очевидный свежий пример – двухдневный сбой в работе Рутьюба.

Cyber Media: Получается, что это плохая организация системы внутренней безопасности?

Дмитрий Завалишин: Да. Общая культура безопасности внутри. Причем, у Яндекса еще не самая плохая ситуация. Знаю куда более неприятные примеры.

Cyber Media: Вы – также создатель операционной системы Фантом. Она является чисто российской и подходит под импортозамещение? Или вы пока еще её никуда не пилотировали?

Б: Мы, к сожалению, еще не настолько готовы использовать её как окончательное решение. Но мы — практически единственное решение, у которого нет никаких зависимостей по исходному коду.

Cyber Media: То есть это не Linux, а чисто российская история. Может быть, вы детально тогда расскажете, когда она будет к первым пилотам готова.

Дмитрий Завалишин: К пилотам мы как раз готовы. Ищем партнера, который запустил бы с нами какой-нибудь пилотный проект. Потому что система работоспособна.

Другое дело, что мы пока не готовы её как продукт выпускать. Есть вопросы с инструментами разработки, широтой поддерживаемой аппаратуры. Но под узкие применения наработок достаточно.

Cyber Media: Какого рода партнера вы ищете? Может быть кто-то из наших читателей заинтересуется...

Дмитрий Завалишин: Это должно быть встроенное применение. Управляющая система или система класса инфотейнмент, мониторинговая система или ОС, встроенная в роутер или свитч. Примерно такой набор нам интересен.

Cyber Media: После Яндекса вы создали свою группу компаний. Какие продукты и услуги наиболее востребованы заказчиками в текущих реалиях?

Дмитрий Завалишин: У нас четкий спектр того, что мы делаем.

Есть три основные компании-лидера:

  1. E-legion, которая входит в топ-3 российских мобильных разработчиков программного обеспечения.
  2. Digital Zone, которая занимается разработкой сложных и высоконагруженных систем с веб-интерфейсами.
  3. «Апрентис», у которой программный продукт заточен создание бизнес-приложений, которые в основном смотрят внутрь компании. Системы класса ERP, CRM, EAM, документообороты и реестровые системы.

Как группа компаний, мы умеем поставлять комплексные системы, для которых часть решений делается всеми тремя компаниями. Мы умеем интегрировать субподрядчиков, выступая как большой проектный офис.

Cyber Media: Сейчас ушли западные вендоры, тот же SAP прекратил работу в России.

Дмитрий Завалишин: В 2014-м году он уже прекращал. Они все хитрят: никто не хочет уходить. Рассказы про то, что российский рынок это несчастные 2% от международного, — ерунда. Российский рынок огромен и ценен. Ни для одной мировой компании он рынком, который можно запросто скинуть с доски, не является совершенно точно. Если смотреть по паритету покупательной способности, то Россия сопоставима с Германией.

Cyber Media: Это в плане софта вы имеете ввиду?

Дмитрий Завалишин: Экономики в целом. Если смотреть рейтинг стран по ВВП по ППС, мы очень близко к Германии находимся. Надо посмотреть, что происходит с текущими движениями, но в целом мы очень даже сопоставимы. Поэтому наша ценность для мировых вендоров куда больше, чем принято говорить.

То, что сейчас происходит, конечно, неприятно для страны и вызывает очень большую турбулентность. С другой стороны, это дает отрезвление общества и понимание того, насколько к нам с той стороны относятся жестко. Оно очень ценное, потому что заставляет серьезнее смотреть на внутренних поставщиков.

В 2014-м году ситуация переломилась. Правительство начало в эту сторону как-то шевелится и появился реестр российского ПО. А сейчас сложилось окончательное понимание того, что критично зависеть от импорта – опасно. Это не означает, что мы дистанцируемся, нет. Это значит, что импорт надо рассматривать как приятное дополнение, а не как фундамент.

photo-zavalishin-big.jpg

«Есть поговорка: если бы в строительстве всё было сделано, как в IT, первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию».

Cyber Media: Вы являетесь создателем конференции OSDAY не первый год и она задумывалась как объединение российских производителей. Может ли ваша компания и другие компании  импортозаместить тот же SAP, например?

Дмитрий Завалишин:  Одна из больших проблем заключается не в инженерной плоскости, а в консалтинговой. Технологически мы можем реализовать всё, что умеет SAP, и даже больше.

Но SAP приходит не только с софтверным решением, но и с консалтингом. Правда, надо понимать, что он надувает щеки сильнее, чем оказывает реальную услугу. Но тем не менее она присутствует и важна.

Покупателю нужно купить не только систему, а полный комплекс услуг по выявлению бизнес-требований, состыковке систем заказчика, внедрению бизнес-процессов. Российские компании это умеют делать, но в силу засилья иностранных вендоров на российском рынке, мы были сами отжаты от наших же крупных заказчиков.

Очень красивая и изящная схема: компания растет и покупает автоматизацию в России. Потом задумывается над выходом на IPO. В процессе выхода на IPO компанию проверяют иностранные консультанты. Как они это делают? Они приходят и говорят: «А что у вас с софтом? Что это у вас не SAP, что ли? Наверное, у вас несерьезный и ненадежный бизнес и мы вам дадим низкий рейтинг».

В этот момент директор компании говорит, что нужно выкинуть всю эту российскую ерунду и купить SAP, чего бы это не стоило. Его волнует именно запись, что стоит SAP. После этого зарубежные консалтинговые компании говорят, что все хорошо и дают на IPO хороший рейтинг.

По этой причине крупнейшие российские компании были полностью отрезаны от возможности закупать инфраструктурное ПО на российском рынке. Как следствие, сегодня соответствующего уровня сервиса в России маловато. Ему просто не на чем было вырасти.

Cyber Media: Как подружить бизнес и ИБ? 

Дмитрий Завалишин:  Никак. Владельцу ресторана очень невыгодно ставить защиту от пожара ровно до дня пожара. Собственно, мы с вами с этого начали — украденные данные. Ни у кого серьезным образом не выстроена защита, разве что у атомных электростанций - их просто за это реально гоняют.

А всех остальных - нет. Поэтому у всех это сделано условно «на сдачу». Есть поговорка: если бы в строительстве всё было сделано, как в IT, первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию. Всё на живую нитку и ситуация в этом смысле очень плохая.

Cyber Media: Расскажите о конференции с точки зрения создателя. Что удалось обсудить, какие-то новые идеи, перспективы...

Б: Когда мы запускали конференцию, главным  был вопрос: есть ли вообще в России больше трех человек, которые  занимаются разработкой операционных систем. Когда первая конференция успешно прошла, и оказалось, что участников достаточно, мы стали формулировать более четкие цели. Что мы можем сделать? Как помочь российскому сообществу?  Одна из ключевых задач — это выстраивание внутренней коммуникации с точки зрения компетенций и возможности делиться ими.

Второе и очень важное — это выстраивание понимания, кто есть на рынке. Одна из наших конференций была посвящена тому, чтобы российские разработчики ОС и процессоров подружились друг с другом.

Десять лет назад российское IT выглядело так: есть большой западный мир IT и мы все в него смотрим. А что у нас здесь, мы не знаем и коммуницировать внутри даже не пытаемся. Сегодня ситуация изменилась: российские специалисты знают друг друга и активно взаимодействуют. OS Day сделал свой вклад в то, чтобы мы стали знать свою страну лучше.