Эксперт по цифровой трансф? ... Александр Дмитриев, «Аквариус»: При импортозамещении риски не такие большие, как кажется на первый взгляд
Александр Дмитриев, «Аквариус»: При импортозамещении риски не такие большие, как кажется на первый взгляд...
Эксперт по цифровой трансформации компании «Аквариус» Александр Дмитриев в рамках форума GIS DAYS 2022 рассказал порталу Cyber Media об импортозамещении решений западных вендоров в ИБ-отрасли.
Дмитриев Александр Станиславович
Эксперт по цифровой трансформации, «Аквариус»
Окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана, защитил MBA в University of Warwick по теме «Цифровая трансформация крупных организаций на базе обследований более 50 российских предприятий», также закончил 2-х годичные Ph.D курсы и преподавал историю социологии на кафедре Манчестерского Университета.
Автор множества публикаций по ИТ-тематике, в том числе соавтор «Учебника 4CIO».
Имеет более чем 25-летний опыт работы в области ИТ-технологий. Реализовывал крупные проекты в России и странах СНГ для банковской, машиностроительной, телекоммуникационной и ряда других индустрий.
Cyber Media: Импортозамещение в ИТ-сфере невозможно без государственного участия. Какова его роль в этом деле? Это просто источник «долгих и дешевых» денег для производителей или есть какие-то дополнительные функции?
Александр Дмитриев: Вопрос отражает несколько упрощенный подход к проблеме. Инвестиции со стороны государства очень важны, но они не играют основную роль в данной ситуации. Роль государства заключается не только в финансировании компаний, в первую очередь (иначе мы попадаем в ситуацию героев «Простоквашино», когда кот Матроскин говорит: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает»). Государство выполняет другую более важную функцию: определяет приоритеты в области импортозамещения, исходя из интересов не какого-то отдельного участника или группы участников российского рынка, а всего государства. Деньги могут найти многие, а вот определить целевые задачи – только государство.
Второй важный момент: помимо целеполагания – это «правила игры», то есть законодательные установки и, соответственно, законодательная поддержка тех, кто помогает продвигаться к поставленным целям. И, наконец, это арбитражная роль, урегулирование нарушений, злоупотреблений, конфликтов и т.д., которые неизбежны в такой сложной системе, как общий рынок. Так что деньги – лишь одна из составляющих, не самая главная.
Cyber Media: Какие риски в ходе импортозамещения наиболее актуальны для производителей и вендоров?
Александр Дмитриев: Как ни странно, при импортозамещении риски не такие большие, как кажется на первый взгляд. Если рассматривать «техническую» сторону вопроса, то есть с точки зрения ИТ-бизнеса, то подобные задачи замены части или всей ИТ-инфраструктуры на альтернативные варианты, имеющиеся на рынке, и раньше регулярно возникали. Приведу пример: с рынка уходит крупная компания, как в свое время ушла компания Sun Microsystems, и перед всеми их клиентами возникает задача так называемого «импортозамещения». Еще пример – крупное слияние двух компаний или поглощение компанией другой компании. При этом возникает ситуация, когда две части уже объединенной компании работают на разных платформах, продуктах, пользуются разными приложениями… Снова возникает задача в одной из частей произвести «импортозамещение», поменять всю ИТ-инфраструктуру, привести ее к общему знаменателю.
Сегодня ситуация отличается лишь более ограниченным выбором продуктов, особенно среди «железных» компонентов, оборудования, но это уже другой вопрос. К тому же именно расширением перечня продуктов, созданием мощной российской базы компонентов занимаются такие компании, как «Аквариус», помогая решать эту задачу.
Cyber Media: Абсолютная импортная независимость – насколько она достижима и есть ли в этом целесообразность? Какой уровень импорта, на Ваш взгляд, был бы оптимален для российского ИТ-сегмента?
Александр Дмитриев: Этот вопрос очень хорошо показывает, что чем чаще мы говорим об «импортозамещении», тем больше это словно нас пугает и отвлекает от самой сущности вопроса. Задача ведь, и это отражено четко в нормативных государственных документах, не в импортозамещении как таковом, а в обеспечении безопасности критически важных систем и структур за счет использования российских продуктов. Если пенсионер на даче решает на подаренном ему внуками планшете сканворд, скачав программу с зарубежного сайта, какая разница, кто произвел приложение для сканворда и кто произвел планшет. А вот если мы рассматриваем систему крупного банка, работающего в регионах по всей стране, или крупной транспортной компании, тут не обойтись без отечественного компьютерного оборудования, систем, ПО и ОС. Поэтому, если рассматривать задачу в этом аспекте, то импортозамещение должно вестись до тех пор (до того процентного соотношения), пока обозначенные на государственном уровне уязвимые и критически важные системы не будут переведены на российские компоненты и защищены должным образом. Именно поэтому одним из главных направлений для компании «Аквариус» является создание российских компонент 4-го уровня доверия, которые такую защиту и обеспечивают. И важно, чтобы и клиенты, и бизнес понимали эти задачи адекватно.
Cyber Media: Какие шаги российским компаниям следует предпринять, чтобы минимизировать риски во время ожидания российских разработок и в процессе их первичной интеграции?
Александр Дмитриев: Давать советы на этом этапе в условиях достаточно сильной неопределенности по целому ряду факторов – сложная задача. К любым советам российские компании должны относиться с определенной степенью критичности и подходить взвешенно ко всем бизнес-решениям. Но есть довольно очевидные вещи:
Во-первых, «ожидание российских разработок» – это существенный риск, поскольку уже есть серьезный пул таких разработок как в области ПО, так и в области оборудования, «железных» компонентов. Существующие ИТ-инфраструктуры у клиентов во многом остались без поддержки ушедших игроков, а, значит, без должного сервиса, обновлений и т.д. Соответственно, чем больше времени проходит, тем более значимым будет становиться этот фактор, создавая серьезные угрозы для бизнеса. Поэтому начинать интеграцию надо сразу.
Во-вторых, существующие системы имеют разные уровни сложности и критичности для бизнеса, поэтому необходимо как можно быстрее выработать стратегию замещения: в первую очередь самые «простые» для замещения системы или самые «критичные», или те, которые обеспечивают базовые сервисы, и т.д. Вариантов может быть много, но без стратегии начинать работу – значит обрекать себя на неудачу.
Cyber Media: Иностранные компании, рано или поздно, вернутся на российский рынок. Насколько это будет критично для российских продуктов, которые появятся в процессе импортозамещения?
Александр Дмитриев: Здесь, вероятно, решающими будут являться два фактора. Первый связан со сроком службы оборудования. Речь идет не о физическом износе оборудования, а в том, что в современном мире ИТ-продукты очень быстро устаревают в связи с появляющимися новыми технологиями, стандартами. В среднем с начала 2000-х через каждые 5 лет флагман линейки серверов любого производителя сравнивался по вычислительной мощности с самым «слабеньким» сервером. Обычный мобильный телефон по вычислительной мощности сейчас превосходит всю мощь вычислительного комплекса, управлявшего высадкой астронавтов на Луну. Значит, замена оборудования будет происходить достаточно быстро. Поэтому, если возврат иностранных компаний на российский рынок произойдет даже через пару-тройку лет, большая часть рынка уже будет «сидеть» на российских продуктах. И заставить ее перейти обратно – это нелегкая задача, но российских производителей она уже не затронет.
Второй фактор связан с программным обеспечением. Любое программное обеспечение постоянно обновляется, дополняется, изменяется. Это связано с новыми законами, стандартами, функционалом и т.д. Поэтому чем дольше клиент работает с тем или иным ПО, тем сложнее ему перейти на другое. Сейчас этот фактор работает против импортозамещения, но через год или два будет работать уже против иностранных компаний. А если учесть целый ряд дополнительных моментов, например, вопрос восстановления доверия и репутации компаний, которые «бросили» своих клиентов, то задача для ушедших компаний становится непростой.