Как вчерашнему студенту вы? ... Иван Чернов, UserGate: Кто первый сможет предоставить новым заказчикам функционал западных вендоров, тот и победит
Иван Чернов, UserGate: Кто первый сможет предоставить новым заказчикам функционал западных вендоров, тот и победит...
Как вчерашнему студенту вырасти в настоящего ИБ-профессионала? Что происходит на рынке труда и чем компании привлекают специалистов? В чем секрет профессионального мастерства менеджера по развитию ИБ-продукта? Об этом и многом другом порталу Cyber Media рассказал Иван Чернов, менеджер по развитию UserGate.
Cyber Media: Расскажите, как Вы попали в кибербезопасность?
Иван Чернов: Я интересовался этой темой со школьной скамьи – хотелось узнать, как устроен мир хакеров. Мне было интересно разобраться, как работают хакерские группировки, где они обитают, какие цели себе ставят, как работают их скрипты и другие технологии.
Все это привело меня в Новосибирский государственный технический университет, на кафедру защиты информации. Учёба, конечно, немного разочаровала, потому что выяснилось, что реальность отличается от кино.
Cyber Media: Многие говорят, что сейчас в институтах учат «бумажной» безопасности.
Иван Чернов: На 100% соглашусь. Безусловно, были преподаватели, которые по своей инициативе пытались дать и практические знания, но в основном действительно речь, скорее, про документы.
Тем не менее, я доучился и пошел на практику в компанию UserGate, которая одна из немногих в Новосибирске предоставляла такую возможность студентам. Дальше, погрузившись в работу, я решил от инженерных задач двинуться в сторону развития продуктов – этим я сейчас и занимаюсь.
Cyber Media: Какие проекты можно поручить молодому специалисту, чтобы он поскорее влился в процесс?
Иван Чернов: Отвечу вам темой моего диплома: «Обеспечение информационной безопасности учебного заведения на базе решения компании UserGate». Это достаточно типовой проект на базе стандартного оборудования, который направлен на защиту школы от внешних атак и на ограничение доступа к информации для школьников, как того требует законодательство. Это и был мой первый проект на стыке рабочей практики и подготовки диплома. С таких задач вполне можно начинать, пройдя «курс молодого бойца» и изучив оборудование, с которым предстоит работать.
В дальнейшем такой специалист может выбирать любое направление ИБ из всего их огромного количества. Можно пойти в разработку ПО, можно заниматься внедрением – то, что называется пресейл-менеджером или инженером по внедрению, который в полях собственными руками настраивает сети, оборудование и устройства. Можно заняться чистыми продажами – почему нет? Многие ребята с техническим бэкграундом довольно успешно продают, потому что они отлично разбираются в своей области.
Техподдержка – очень важная тема для клиентского сервиса. Многие компании с радостью набирают специалистов, которые могут помочь заказчикам решать проблемы.
Есть ещё множество направлений: DevSecOps, пентесты, тестирование самого ПО, поиск уязвимостей. Очень большой спектр возможностей, и выбирать себе направление лучше ещё в университете.
Cyber Media: Чем работа менеджера по развитию продуктов в кибербезопасности отличается от работы в другой технологической компании?
Иван Чернов: Я бы сказал, что большой разницы нет. Задача менеджера по развитию чего-либо – это найти новые точки роста в своей рабочей области. В моём случае это значит создавать продукты, которые будут полезны рынку, которые будут решать пользовательские задачи. А если по каким-то причинам это не получается, нужно, чтобы пользователи могли к кому-то обратиться, кто донесёт информацию до команды разработки.
То есть я коммуникатор между рынком и разработчиком. Я рассказываю аудитории на понятном ей языке, что делает наш продукт, какие задачи решает и какие возможности открывает. И в обратную сторону: чего хочет пользователь, каковы его потребности, как это выглядит в техническом исполнении.
Cyber Media: Насколько сложно оказывается построить этот мост?
Иван Чернов: В каждом случае индивидуально. Прежде чем идти к разработчикам, нужно провести очень серьёзную работу с заказчиком. Нужно вытащить «потаённые» желания, чтобы определить, какое решение ему нужно.
Сейчас у компаний резко расширился пул заказчиков, из которых большинство ищет отечественную замену недоступным зарубежным системам. Здесь возникают пробелы в коммуникации: пользователи привыкли к определённому набору инструментов и, естественно, хотят найти абсолютный аналог.
Это понятное желание, но, к сожалению, так не бывает. Причин тому очень много: есть ограничения технологии, есть особенности продуктовой архитектуры, прочие условия. Поэтому пользователям нужно помочь подобрать имеющиеся инструменты так, чтобы в условиях нынешнего дефицита максимально закрыть их потребности. Это очень интересно – понять задачу, которую стремится решить заказчик.
Для этого мы проводим глубинные интервью, где определяем ключевую цель. Как правило, выясняется, что заказчику всё равно, как работает та или иная функция у зарубежного вендора и у нас. Есть вопрос привычки, а есть конкретная задача.
Cyber Media: Другими словами, вы перестраиваете систему координат для заказчика?
Иван Чернов: Да, именно так. Каждый раз это непредсказуемый процесс: кому-то проще определить свои потребности, кому-то – сложнее. Это очень сложный и интересный челлендж для менеджера. Умение настроить заказчика на совместную работу – это один из главных профессиональных навыков. Вместе с умением презентовать, донести идею.
Дальше начинается поиск решения: какие возможности есть в существующем продукте, а какие потребуют доработки. С этим уже можно идти к команде, причём планы можно положить и на бизнес-плоскость: если мы это сделаем, наши продукты будут пользоваться большим спросом, их будут охотнее покупать, миссия компании будет выполнена.
Что насчёт профессионального кругозора – как человеку Вашей профессии его развивать?
Иван Чернов: Ходить на конференции, слушать конкурентов и экспертов, погружаться в материал. Это всё довольно сложные вещи, особенно в ИБ: как работают сети, как передаются данные, как хакеры проводят атаки. Всё, что касается прикладной безопасности, обязательно нужно знать, иначе вы не сможете разговаривать ни с заказчиком, ни с разработчиком.
Если вы работаете в DevSecOps, вам нужно всё понимать про Kubernetes, контейнеры, процессы разработки. И так в каждом прикладном домене.
Cyber Media: Насколько серьёзно для Вашей компании сейчас стоит проблема кадрового голода?
Иван Чернов: Мне не очень нравится это выражение – разве нет у нас специалистов на рынке? Нам люди нужны, потому что мы активно расширяемся. В том числе и я ищу сейчас людей в свою команду, которые будут выводить на рынок несколько новых продуктов. В первую очередь это решения в области SIEM и EDR.
Рук не хватает, и их всегда будет не хватать. Мы стремимся сделать так, чтобы людям было интересно работать именно у нас. Здоровая конкуренция за талантливых ребят – это нормально. Много людей высвободилось после ухода зарубежных компаний, многие из них довольно быстро нашли себе новую работу, в том числе и у нас.
Cyber Media: Как Вы привлекаете к себе специалистов?
Иван Чернов: Тут многое зависит от области. Например, разработчикам важны интересные задачи и доступ к современным технологиям. Далеко не всем хочется разбираться с open source, они хотят развивать проприетарный продукт. Мы как раз к таким людям обращаемся: у нас своя технология практически без открытого кода, многим разработчикам интересно с ней работать. Это становится видно уже на собеседованиях, когда мы рассказываем про свой технологический стек. Таких компаний в России не очень много, и даже на собеседованиях на джуновские позиции у нас идёт сильный отсев.
С точки зрения инженерной работы мы предлагаем развивать живой продукт, который действительно помогает клиентам. Были истории, когда к нам приходили ребята, которые до этого обслуживали наше решение на стороне заказчика или интегратора. В процессе они так погрузились в продукт, полюбили его, что стали этаким евангелистом, а потом и решили сами присоединиться к команде.
А что касается высоких зарплат, печенек в комфортном современном офисе – это всё тоже есть, но для сегодняшних специалистов эти критерии не всегда на первом месте.
Cyber Media: Как считаете, повлияет ли уход западных компаний на конкурентоспособность российских продуктов? Рынок освободился, заказчиков стало больше, стимулов к развитию, возможно, меньше.
Иван Чернов: Нет, я с этим категорически не согласен, и причина очень простая. Мы на рынке больше 20 лет, и все эти годы мы развивались по вполне обычному пути. Были маленькой компанией, развивали свой продукт, продавали его, на вырученные деньги нанимали больше людей. К 2022 году мы сформировали своё позиционирование, заняли свою часть рынка, работая с энтерпрайзом среднего размера.
Более крупные компании предпочитали работать с зарубежными вендорами, поскольку у них свои требования к производительности, масштабированию и прочее, и прочее. Мы в свою очередь эти требования учитывали в своих роадмапах на три года вперёд.
* Реклама, ООО "Юзергейт"
Токен: Pb3XmBtzt9iX9YaPXZMDat19cjB11enqdkujkHC