Если в вашей команде есть р? ... Должны ли вы строить своими силами или покупать решение?
Должны ли вы строить своими силами или покупать решение?...
Если в вашей команде есть разработчики, у вас может возникнуть соблазн решить свои операционные проблемы путем создания решений собственными силами — от внутренней приборной панели до интеграции между различными системами. Поначалу это кажется логичным выбором (и так оно и есть). Но прежде чем вы решите пойти по этому пути, убедитесь, что вы учли все затраты. Как основатель платформы для автоматизации аналитики Probe, я общался со многими компаниями, которые решили создать собственный аналитический стек. Я использую этот пример, чтобы проиллюстрировать уровень сложности и примерные затраты.
Разработка решения
Если у вас в голове есть решение, то оно, скорее всего, сложнее, чем вы себе представляете — у вас очень быстро появится больше вопросов, чем ответов. Добавьте к этому то, как плохо мы умеем оценивать время, и в итоге вы откусите больше, чем сможете прожевать. Вот общий путь, по которому идут компании при создании аналитических инструментов собственными силами.
- Сбор данных. Во-первых, вам необходимо собрать информацию о ваших пользователях, начиная с их платежных реквизитов и заканчивая тем, что они делают на вашей платформе.
- Хранение данных. Вы либо разрабатываете его самостоятельно, либо используете существующее на рынке решение.
- Обработка данных. Вы должны написать код для каждой метрики, которую вы хотите измерить.
- Визуализация данных. Вы выберете какой-нибудь механизм визуализации — что-то вроде Tableau или Power BI.
Как видите, это не маленькая работа. Вдобавок ко всему, в каждом метрическом расчете есть удивительное количество деталей, что затрудняет правильную работу с первого раза. Вот пример. Представьте, что вы хотите рассчитать сумму дохода, полученную от нового бизнеса в определенном месяце. Вы можете подумать, что достаточно взять всех новых клиентов, которых вы приобрели в данном месяце, и сложить значения их первых платежей. Но что если у некоторых клиентов в первый месяц было два разных платежа? Нужно ли суммировать их или взять только первый? Что считать новым? А если вы выставляете счета клиентам в разных валютах, откуда вы берете обменные курсы? От какой даты следует брать курс? Должны ли колебания курса учитываться в сумме вашего предложения? Количество важных деталей, с которыми вам приходится иметь дело, быстро растет. Это требует итераций, времени и, в конце концов, больших денег. И вы можете проделать это упражнение с любым типом решения, которое вы хотите создать: начните перечислять все, что вам нужно сделать, и вы увидите, что это очень сложный процесс.
Масштабирование решения и учет заинтересованных сторон
Будут появляться новые потребности, поэтому всегда будет стоять вопрос о том, как развивать свой стек, чтобы соответствовать всем новым требованиям. Поскольку ваше решение создано собственными силами, единственный способ его масштабирования — это увеличение числа людей, которые над ним работают. Кроме того, создание решения собственными силами означает, что есть только небольшая группа людей, которая знает, что происходит в этой конкретной области. Это очень затрудняет демократизацию знаний в масштабах всей организации. Очень простой пример — расчет показателей в электронной таблице. Обычно есть один человек, который составляет файл. С этого момента единственным человеком, который знает, как работать с файлом, является тот, кто его создал. Теперь представьте, что это не Excel, а передовое технологическое решение.
Это очень затрудняет передачу знаний внутри вашей организации. В долгосрочной перспективе это означает, что одной небольшой команде придется поддерживать всю вашу организацию. Мы видели, как это приводит к возникновению огромного количества узких мест, поскольку группа, обладающая знаниями, оказывается завалена запросами от других подразделений организации. Это означает, что они никогда не смогут использовать весь потенциал решения, поскольку будут работать реактивно, вместо того, чтобы иметь время для активного добавления новых функций и получения новых знаний. Опять же, чтобы уменьшить это узкое место, вам придется добавить людей в команду.
Стоимость строительства собственными силами
Мы общались с несколькими SaaS-компаниями, которые решили создать собственный аналитический стек, и последний стартап, в котором я работал, был одной из таких компаний, так что я тоже видел это воочию. Расходы растут. В компании со штатом 70-100 человек будет 3-4 штатных аналитика данных, которые будут создавать и поддерживать собственный аналитический стек и помогать организации с запросами данных. Подумайте, сколько будет стоить нанять 3-4 специалистов по анализу данных. В зависимости от того, где вы находитесь, речь может идти о сотнях тысяч долларов. И это без учета стоимости инструментов визуализации и хранения данных. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев это не является основой вашего бизнеса, это неподъемная цена. Даже если вы являетесь малым предприятием и планируете оставаться таковым — то есть вам может понадобиться всего один человек на этой должности — по сравнению с другими вашими расходами это очень много. И я уверен, что вы можете найти другие вещи, которые вы хотели бы сделать на эти деньги. Вот почему важно рассмотреть, насколько важен этот инструмент для вашего бизнеса, прежде чем принимать решение о целесообразности создания собственной команды.
Другие варианты — и как принять решение
Очень часто то, что кажется недорогим развлечением, связанным с разработкой инструмента для собственных нужд, в итоге оказывается дорогостоящим предприятием. Это не значит, что вы никогда не должны этого делать. Иногда это имеет смысл, в зависимости от того, насколько важен инструмент для вашего бизнеса и насколько вам необходим контроль над ним. Но есть ряд вариантов, которые вы должны рассмотреть в первую очередь. Вот как я бы подошел к принятию этого решения:
Решите, нужно ли вам вообще такое решение
Можете ли вы смириться с существующим положением вещей в ближайшие несколько месяцев? Или даже в течение года? Сколько времени уходит на то, чтобы вручную делать то, для чего вы создаете решение — будь то сбор и визуализация данных, общение с клиентами или все остальное? Есть ли другой инструмент, который вы уже имеете, который мог бы делать эту работу почти так же хорошо? Насколько это важно для вашего бизнеса? Стоит подождать еще несколько месяцев и дать возможность принять решение, прежде чем вкладывать деньги, которые в итоге окажутся огромными.
Определите фактические затраты на строительство
Подумайте о долгосрочных затратах на этот проект. Сколько людей должны будут работать над ним? Как он будет масштабироваться в вашей организации?
Поговорите с другими людьми, у которых была такая же проблема
Поговорите с другими компаниями, которые создали собственные решения, и с теми, кто пошел другим путем. Возможно, у них есть действенные предложения для вас, и, по крайней мере, они станут отличным партнером по размышлениям и заставят вас задуматься о том, о чем вы, возможно, не думали сами.
Исследование существующих на рынке решений
Какие другие инструменты доступны для выполнения работы или близкой к ней? Могут ли они быть дешевле? Например, если вы работаете над интеграцией, вы можете использовать Zapier для соединения различных приложений. Если вы работаете над аналитикой, вы можете использовать Probe (который я основал) для организации данных вашей компании в одном месте. Существует так много решений, и важно сначала провести исследование. Вы можете даже рассмотреть возможность аутсорсинга того, что не требует долгосрочного решения.
Определитесь с обязательными и приятными мелочами
Прежде чем принять решение, ответьте на два вопроса:
- Каково мое идеальное решение?
- На какие компромиссы я готов пойти?
Будьте готовы согласиться на менее чем идеальное решение, если оно стоит значительно меньше, чем создание его собственными силами. Это может быть не идеально, но если это в 100 раз дешевле, то я уверен, что вы сможете выжить с небольшим количеством недостатков.
Пообщайтесь с компаниями на ранних стадиях, которые начинают решать вашу проблему
Помимо устоявшихся решений, наверняка есть молодые стартапы, работающие над решением проблемы, с которой вы столкнулись. Общаясь с этими людьми, вы получите много ноу-хау. Вы даже можете рассмотреть возможность сотрудничества с ними и стать их ранним клиентом. Это позволит вам направлять развитие их продукта и получить много полезного за относительно хорошую цену. Чаще всего это выгодно для обеих сторон.
Принять решение
Не обязательно строить все своими силами — это неправильный выбор. Но, не имея полной ясности о том, что для этого потребуется, и каковы альтернативы, вы можете отвлечься от сосредоточения на действительно важном — сути вашего бизнеса.