Лучший опыт

Стоит ли покупать франшизу в 2024 году? .

Стоит ли покупать франшизу в 2024 году? .

Редакция Франшизы Партнеркин решила исследовать статистику деловой активности бизнеса и составить рекомендации по покупке франшизы в 2022 году.

Сначала рассмотрим, какова ситуация «за океаном». Исследование настроений покупателей от консалтинговой компании FranchiseInsights показывает, что большинство начинающих франчайзи считают, что следующие три месяца будут хорошим временем для начала франчайзингового бизнеса, и что общие условия бизнеса улучшатся. Только 19,2% респондентов указали, что они отложат планы по поиску стартапа для малого бизнеса из-за COVID-19. Данные основаны на опросе потенциальных покупателей франшиз из США и Канады.

Рассмотрим данные в динамике. FranchiseInsights измерила индекс настроений стартапов за январь - июнь 2020 года с целью выявить уровень оптимизма для начала бизнеса по франчайзингу. Индекс измеряется в процентах и показывает долю опрошенных, положительно ответивших на вопрос о создании своего бизнеса по франчайзингу.

Самую свежую и более подробную информацию про рынок франшиз и все, что с ними связано, можно узнать из нашего телеграм канала.

Х | закрыть

Индекс снизился с началом пандемии, но сравнительно стабилен с апреля. Более половины респондентов собираются купить франшизу. Многие из людей, принявших участие в этом опросе, начали изучать свои возможности для владения бизнесом несколько месяцев назад в совершенно другом климате и продолжают иметь такой же оптимистичный взгляд на свое профессиональное будущее. Большинство респондентов (55,7%) считают, что деловые условия улучшатся через три месяца, а 20,3% ожидают их ухудшения.

Аналогичное исследование в нашей стране не проводится, но мы попытались собрать другие репрезентативные данные.

Показатели демографии организаций по данным Росстат.

ТОП 100 франшиз 2023 для малого и среднего бизнеса в России.

Для справки: в 2019 году коэффициент рождаемости составлял в мае 5,6, а ликвидации - 14,1. То есть в 2020 году в мае месяце было создано меньше организаций, но коэффициент ликвидации гораздо ниже - на 4,4 пункта по сравнению с прошлым годом.

Рассмотрим индекс деловой активности.

Ищешь бизнес идею по твоим интересам и финансам?

Мы подготовили тест, который выявит идеальную бизнес-идею для тебя, соответствующую твоим уникальным потребностям и амбициям

Индекс деловой активности измеряется Росстатом поквартально в разных сферах деятельности. Индекс определяется как разность долей респондентов, отметивших улучшение и ухудшение ситуации в бизнесе. Простыми словами, если 300 человек отметили улучшение, а 320 ухудшение, то индекс будет равен 300-320=-20. По факту, во втором квартале индекс деловой активности в торговле был равен -27, в сфере услуг -55. На этот период пришелся спад, связанный с COVID-19. Прогнозы на третий квартал имеют отрицательные индексы, но они гораздо оптимистичнее.

Посмотрим результаты других исследований. «Промсвязьбанк», «Опора России» и агентство Получить

Получите бесплатную консультацию от представителей успешных предпринимателей из этих сфер

Надо понимать, что карантин точно будет, и учитывать это в своей бизнес-модели. Какие-то бизнесы будут полностью обнуляться, другие - расти, третьи - немного падать во время следующей пандемии. Важно понимать, что такого жесткого карантина, как в 2020, не будет, он был колоссальной ошибкой: весь мир закрылся, основываясь на итальянской статистике смертности в 15%, которая не соответствует действительности. Основной причиной была неготовность системы здравоохранения, отсутствие необходимых средств защиты. Теперь к любым следующим вспышкам страны готовы, они прошли “учения”, карантин будет вводиться максимум на 2-3 недели и не затронет все отрасли. Также надо учитывать, что экономика падает, а вместе с ней покупательская способность потребителей. Это важно учитывать в финансовых моделях: докризисные модели уже не будут работать.

У части бизнесов спрос снизится независимо от следующих волн пандемии - просто потому, что у людей стало меньше денег. В других бизнесах спрос вырастет. Все ниши, которые упали в карантин, сейчас восстанавливаются, а те, что в пандемию росли, столкнутся с падением показателей. На все эти моменты нужно обращать внимание и трезво просчитывать свои риски, планируя открытие бизнеса. Если вы выбрали франшизу, спрос в которой упал в карантин, например, кафе, это самый верный повод поторговаться за цену франшизы. Бизнес-модель изменилась, срок окупаемости увеличился, и компания может сделать хорошую скидку на франшизу».

Мнения двух экспертов противоположны, но оба заслуживают внимания в дополнение к нашим рекомендациям. В сфере услуг нет таких рисков, как в общественном питании, поэтому планировать открытие можно, несмотря на возможные ограничения. Кроме того, есть широкие возможности по удаленной работе. В общественном питании ситуация крайне нестабильна и связана с ростом требований Роспотребнадзора, новыми затратами. Соответственно, срок окупаемости может отодвинуться на неопределенное время. Поэтому нужно более ответственно подходить к решению по покупке франшизы. Сергей Дегтярев отразил мнение, схожее с мнением нашей Редакции. Мы солидарны с тем, что действия бизнеса в период пандемии очень показательны для будущих партнеров и выбор ниши необходимо производить с учетом динамики отраслей.

Последние несколько месяцев были трудными для всех. Мы знаем, что этот период подойдет к концу и бизнес вернется к нормальной жизни, но четкие сроки назвать никто не может. В этот период необходимо соблюдать осторожность при инвестировании, учитывать риски и приведенные нами рекомендации.

.