Лучший опыт

На VIII Гайдаровском форуме, ? ... Петр Фрадков: «У нас амбициозные планы, но они достижимы»

Петр Фрадков: «У нас амбициозные планы, но они достижимы»...

На VIII Гайдаровском форуме, который проходил в конце прошлой недели на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), «Инвест-Форсайту» удалось задать несколько вопросов гендиректору АО «Российский экспортный центр»  (РЭЦ) Петру Фрадкову.

Фото: А. Струнин
Фото: А. Струнин

— Сколько средств заложено на поддержку экспорта российских товаров?

— На всю программу заложено 25 млрд руб. Это различного вида субсидии для экспортеров. Такие, как компенсация получения сертификатов, интеллектуальных патентов, транспортировки, логистики и многих других вопросов. «РЭЦ» является агентом правительства по распределению всех видов этих субсидий. Еще часть средств зарезервирована на капитализацию Росэксимбанка как банка, который в группе «РЭЦ» финансирует собственно экспортеров и покупателей российской экспортной продукции. Еще часть средств зарезервирована на продвижение российских брендов, российских компаний за рубежом (мы это называем «Made in Russia»). В том числе, через электронные торговые площадки.

В какие страны идет больше наших товаров?

— Мы традиционно делаем упор на страны СНГ, на Азию, на Латинскую Америку.

Но география российского экспорта меняется. Мы имеем сейчас большее количество стран-партнеров. Это важный показатель, потому что мы стали уметь торговать с большим количеством стран-партнеров. Это важно, потому что мы системно работаем с новыми рынками, с новыми странами.

— Есть какие-то успехи? Можете отметить по каким-то позициям увеличение экспорта?

— Так получилось, что 2016 год оказался чуть ниже, чем 2015 год. Но это было прогнозируемо, так как объективно снижение было вызвано двумя факторами — девальвацией рубля и снижением конъюнктуры на российские товары.

Но физически, по объемам, российский экспорт в 2016 году вырос. Это очень важно. Кроме того, поменялась структура экспорта. Сейчас на долю несырьевого экспорта приходится более 55% всего российского экспорта. А так называемый несырьевой неэнергетический экспорт — без бензинов, без дистиллятов, которые формально тоже относятся к несырьевому экспорту — это 35%. Это достаточно неплохие показатели.

При этом надо сказать, что в стоимостных объемах (что, конечно, является главным показателем) мы с конца 2016 года по многим позициям стали расти.

Резко растет в стоимостных показателях экспорт сельхозпроизводства — более чем на 15%. Растет экспорт по некоторым позициям промышленности. Это, скажем, деревопереработка, легкая промышленность… И это тоже важные показатели.

А если сравнивать месяц к месяцу, то в целом по росту экспорта, скажем, ноябрь, декабрь, показали положительную динамику относительно ноября—декабря 2015 года.

— Какие планы на 2017 год?

— Исходим из того, что 2017-й будет годом роста — и стоимостных, и физических объемов. Вы знаете, что сейчас сформулирован так называемый приоритетный проект международной кооперации: экспорт по таким направлениям, как, скажем, промышленность (а именно: авиапром, автопром, железнодорожное машиностроение и сельхозмашиностроение). И будут применяться специальные меры поддержки.

Мы понимаем наши планы таким образом — мы должны обеспечить рост несырьевого экспорта на 7% в 2017 году. С глобальной целью к 2025 году увеличить рост объема несырьевого экспорта в два раза.

То же самое касается и продукции сельхозпереработки, где тоже планы достаточно амбициозны.

И важным показателем для нас также является вот что — мы уже говорим не только про  объемы как таковые, мы сейчас начали говорить про увеличение компаний-экспортеров. Это очень важно. То есть мы идем в сегмент средних компаний, понимая, что не только крупные компании должны уметь экспортировать свою продукцию и пользоваться мерами государственной поддержки. А, в первую очередь, такие возможности должны иметь средние компании. Увеличив количество таких компаний, мы как бы создадим экспортопроводящую систему.

Наша задача: расти по количеству таких компаний — уверенных экспортеров где-то в районе 10% в год.

Вот такие наши планы. Они, несомненно, очень амбициозные. Но достижимые.

— С какими сложностями придется столкнуться, выполняя эти планы?

— Сложности из разряда макроэкономических показателей, с которыми мы можем столкнуться, это укрепление рубля. Для экспорта это важно, потому что сейчас российская продукция пользуется конкурентоспособностью в категории цена-качество. И на местных рынках в этом сейчас большое преимущество нашей продукции. А укрепление рубля может на этом негативно сказаться.

С другой стороны, нам нужно расширять расчеты со многими странами в национальных валютах, решать вопросы административного характера, которые еще являются неким барьером. Я имею в виду подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте (т.е. системную рабочую схему подтверждения). Это, собственно, и быстрое возмещение в целом НДС. Это и вопросы валютного контроля (очень важные для экспортеров). И многие другие вопросы вот такого регуляторного свойства.

Автор: Елена Скворцова