Лучший опыт

Нет ничего хуже, чем искать ... Как система «умного паркинга» стала международной компанией

Нет ничего хуже, чем искать ... Как система «умного паркинга» стала международной компанией

Как система «умного паркинга» стала международной компанией...

Нет ничего хуже, чем искать парковочное место в центре Таллина, Москвы или Хельсинки. Получасовые, а иногда часовые блуждания в любой столице мира, согласно исследованию IBM, увеличивают пробки, напрасно сжигают топливо и ухудшают качество воздуха. Свое решение глобальных проблем предложили сервисы P2P-парковок. Они построены по принципу пиринговой сети — владельцы частных парковочных мест, а также отели, театры, школы, закрытые и открытые автостоянки, могут сдавать свободные места через мобильное приложение. У пользователей, в свою очередь, есть возможность забронировать их заранее. 

Об особенностях трендового бизнеса «Инвест-Форсайт» поговорил с одним из основателей эстонского стартапа P2P-паркинга Barking Кустасом Кыйвом (Kustas Koiv). 

— Расскажите, пожалуйста, как появился Barking?

— Мы (Kustas Koiv, Mikk Moses и Kristian Hiiemaa — ред.) знакомы с 2012 года. Другой стартап — www.bikeep.com (оборудованные парковки для велосипедов — ред.) — объединил нас. В 2015 году мы заметили, что за воротами парковки Эстонского Национального Театра в центре Таллина много свободных мест, в то время как на улице час стоит €5. Мы набрали директора театра и спросили его, заинтересован ли он в сдаче дополнительных площадей и получении большего дохода. Он сказал «да» — так началась наша компания. Сейчас сдача 30 парковочных мест приносит театру €5000 в месяц.

— Помните, какая самая безумная вещь произошла на старте компании? 

— Думаю, безумно уже то, что мы создали 4000 новых публичных коммерческих парковочных мест без строительства парковок или лотов. До Barking в Таллине насчитывалось 15 000 коммерческих парковочных мест. С нашим софтом цифра увеличились на 30%.

— Вы присутствуете в соседних странах — Финляндии и Латвии. Сколько парковочных мест открыто там?

— Для Латвии это около 1000 мест, то же самое для Финляндии. В Венгрии и Украине — около 10 000.

— Что делает уличные парковки столь сложными для работы? 

— Одна из проблем заключается в том, что все автомобильные парковки разные и в некоторой степени требуют настройки. Большинство наших пространств находятся за барьерами или электрическими воротами. Мы устанавливаем небольшой модем в ворота и предоставляем пользователям драйверы, чтобы они смогли открыть ворота со своих телефонов через приложение Barking. С помощью модема для расчета цены мы также фиксируем время, когда водитель приехал на парковку и уехал с нее.

Сколько в месяц в среднем может заработать человек, сдавая парковочное место?

— €100-250 в месяц за одно место; но сумма очень сильно зависит от локации.

— Несмотря на то, что сервисы P2P-паркинга в тренде, они только набирают обороты. Как вам удалось стать международным проектом в столь кроткое время?

— Наша ниша и преимущество — это подключение барьеров и ворот к интернету. Некоторые, конечно, говорят, будто такое решение легко реплицировать. На самом деле, это не так. Представьте себе, что у вас 10 000 парковок и 10 000 модемов, которым нужно открывать ворота по 500 000 раз в день. Даже если модем не работает в 1% случаев, это 5 000 проблем и разгневанных клиентов каждый день. Модем должен быть чрезвычайно прочным и надежным, иначе вы никогда не сможете заставить модель работать и не сможете предложить качественный опыт работы с клиентами. Поэтому мы только начинаем.

— Как конкуренты, например, JustPark, Park Easier или Citifyd, влияют на ваш бизнес? 

— Индустрия P2P-паркинга не настолько велика, чтобы внутри нее возникали какие-либо разногласия. Возможно, через пять лет появятся проблемы с конкуренцией, но сейчас места достаточно для всех.

— Хотели бы объединить силы с сервисом Uber automated driving car (беспилотные такси — ред.)? Что вы о нем думаете? 

— Думаю, в конечном итоге будет разумно объединить и консолидировать услуги в один простой интерфейс, чтобы облегчить работу с клиентами. Однако сегодня Uber работает в сфере райдшеринга, а мы — в индустрии парковки, и каждый фокусируется на самой важной вертикали в своем бизнесе.

— Ваш бизнес позволяет открывать парковочные экосистемы во многих странах. В этом году вы вышли на азиатский рынок. Чем он отличается от европейского?

— Мы делаем первые шаги в Гонконге, Китае. Разница в основном связана с проблемами. В Таллине, Хельсинки или Риге дорогая парковка. В Гонконге платить готовы, но недостаточно места. К счастью, мы можем решить обе проблемы.

— Как именно? 

— Мы связываем в одном приложении ворота/барьеры и даем рынку больше парковочных мест. Это решает две задачи — увеличивает количество стоянок и позволяет снизить цену.

— Достоинства P2P-паркинга как бизнес-модели очевидны — уменьшение пробок и выбросов в атмосферу, экономия топлива. Есть у нее минусы? 

— Я не вижу в P2P-сервисах минусов. Оптимизация и эффективность — ключевые ценности, никаких негативных последствий.

— Вы расширяетесь по Европе и пытаетесь выйти в Азию. Насколько важен для компании российский рынок? 

— Мы рассматриваем Россию как новый, очень потенциальный и, очевидно, гигантский рынок. У вас уже были успешные истории — например, мобильная парковка в Москве, которая выстрелила всего за год или два и до сих пор прекрасно удерживает позиции. Но есть и препятствия. Всюду в основном мы можем использовать наши облачные сервисы Amazon для управления данными клиентов и проведения глобальных платежей. В России нам понадобятся локальные сервера, местные поставщики услуг и локальные платежные системы. Это делает выход на рынок очень дорогим.

— Настоящее золото кроется в дополнительных услугах P2P-модели, считает ваш конкурент, основатель сервиса Luxe Кертис Ли. Автомойка, замена масла, электрическая подзарядка — на всем можно заработать. Планируете ли вы предоставлять аналогичные услуги? 

— Не только планируем: уже делаем на дополнительных услугах бизнес. Наш новый проект — WWWash (подключение автомобильных моек к облакам с помощью IoT-платформы — ред.).

— Райдшеринг, байкшеринг, каршеринг — все так или иначе приходит к обмену транспортом. Как, на ваш взгляд, новые модели изменят автомобильное будущее планеты? 

— Я верю, что они меняют мир позитивным образом, но как именно — можно только спекулировать на этой теме. Мы бы хотели сосредоточиться на привлечении следующих 1000 клиентов и реальных действиях сегодня.