Лучший опыт

Оркестр — достаточно жёстк ... Анатолий-басист — современный учитель музыки

Анатолий-басист — современный учитель музыки...

Анатолий-басист — современный учитель музыки
Музыкант из Минска Анатолий Томашев оставил работу в оркестре, живёт уроками бас-гитары и контрабаса. И неплохо живёт, надо сказать. Преподаёт интересной, состоявшейся публике. На дому — минчанам, через скайп — людям по всему миру. Занятие — 20$.

Работа в оркестре: как всё устроено, что по деньгам

Как ты стал профессиональным музыкантом?

Увлёкся музыкой в детстве, слушал всё подряд — лишь бы слушать. Покупал кассеты и CD на деньги для школьных обедов. Как и все, начал с рок-альбомов, к старшим классам уже активно слушал традиционный джаз, блюз, блюз-рок — в общем, более продвинутую музыку. В 12 лет на день рождения мне подарили акустическую гитару, в 13 — бас-гитару, которую начал осваивать с репетитором.

Академическую музыку полюбил благодаря органным концертам, которые проходили по выходным в кафедральном соборе Минска. В этот же период (десятый класс) нашел своего первого преподавателя по контрабасу. Начал регулярно ездить к нему в филармонию, брать частные уроки.

Утром я делал вид, что иду в школу, а сам ехал туда. Было невероятно увлекательно: и позаниматься на инструменте, и посмотреть на репетиции настоящего симфонического оркестра. 

В итоге закономерно оказался в музыкальном колледже, а после него и в консерватории.

Анатолий Томашев, учитель музыки

Расскажи про работу в оркестре.

Оркестр — достаточно жёсткая иерархическая структура. Когда симфонический оркестр играет на сцене, по сути, можно увидеть наглядную модель любой организации. 

Дирижёр — как гендиректор. Он руководит репетиционным процессом, исполнением на концерте или на записи, определяет стратегию, выполняет функцию контроля.

Концертмейстер оркестра, первая скрипка — это как первый зам. Концертмейстеры групп (скрипки, альты, виолончели, контрабасы и так далее) — начальники отделов. Дальше — замы концертмейстеров, после — рядовые музыканты. 

В оркестрах, где я играл, было от 12 до 100 человек. А вообще, большой симфонический оркестр постоянно делится на различные составы, которые сменяют друг друга. Кто-то выступает на гастролях, кто-то на домашней сцене, кто-то находится в отпуске. И лишь изредка все-все музыканты собираются на одной сцене для исполнения каких-то масштабных сочинений.

Симфонический оркестр

Что выходило по деньгам?

Нормальные деньги можно зарабатывать только на гастролях. Если не особо тратиться, то можно привозить чистыми полторы-две тысячи долларов, это гонорар и суточные. Все хотят попасть в гастрольные составы, однако нужно понимать, что это не туристическая поездка, а тяжёлый труд.

В обычном режиме ставка оркестрового музыканта порядка 200$ в месяц. Со стажем и выслугой, ну, 300$. В России примерно так же, кроме Москвы и Питера — там побольше, но и расходы выше. 

В этом парадокс, ведь чтобы выучиться нужно, как правило, 7 лет прозаниматься в музыкальной школе, 4 года в колледже, 5 в вузе — консерватории, у некоторых ещё и несколько лет магистратуры или аспирантуры.

Правда, и рабочий день был лишь 4 часа: 45 минут играем, 15 отдыхаем и так 4 сета. В театральных оркестрах по вечерам еще спектакли. Естественно, все музыканты комбинируют несколько работ — преподают, играют в разных коллективах с авторской музыкой или в кавер-бэндах. В общем-то, жить на это можно.

Прямо скажем, собраться с умными людьми и несколько часов поиграть хорошую музыку — не самая плохая профессия.

На корпоративах приходилось играть?

Многие коллеги объединяются в малые составы: дуэты, трио, квартеты — и «подзвучивают» мероприятия. Абсолютно нормальная честная работа, но мне она не по душе. Благо, преподавание даёт свободу ей не заниматься. Правда, была в моей жизни история.

Однажды знакомый дирижёр позвал меня на гастроли в Италию. Одна крупная российская сырьевая компания проводила там экономический форум. Дело было ещё до истории с Крымом. 

Они пригласили из Москвы малый симфонический оркестр (около 50 человек). Арендовали потрясающий оперный театр, в котором когда-то выступали даже Вивальди и Моцарт. Причём арендовали не только для концерта, но и для репетиций тоже — денег не считали. Мы жили 5 дней в роскошном отеле в центре, немного репетировали, остальное время гуляли по городу. 

1,5 часа поиграли серьёзную музыку (Моцарт, Чайковский, Шнитке), получили хорошие гонорары. По сути, это был корпоратив. Да, я б так жил :)

Было в оркестре что-то против твоей натуры, что тебе не нравилось?

Исключительно то, что ты крайне зависим — от мнения руководства оркестра, дирижера, импрессарио, который набирает артистов на гастроли и концерты. 

Слишком многое зависит от личности дирижера, а когда что-то долго решает один человек, это хорошо не заканчивается. Бывали злоупотребления. 

Мрачную ситуацию, к примеру, в московских оркестрах, достаточно точно описал доцент Московской консерватории Григорий Кротенко в статье «Новые крепостные», легко можно нагуглить. Я и сам наблюдал неприятные ситуации, хотя у меня лично обошлось без конфликтов, с коллегами были прекрасные отношения.

Симфонический оркестр

Как и в других профессиях, встречается кумовство. Но идёт оно по учебной линии — педагогическими поколениями, это очень заметно. Если первый виолончелист в каком-то оркестре — профессор консерватории, то в группе виолончелей этого оркестра будут работать его ученики, попасть туда другим будет тяжеловато.

Почему ушёл в репетиторство?

Отчасти из-за денег — зарплаты низкие, не развиваешься финансово, но основная проблема в другом.

В оркестре ты — винтик и всегда им будешь. Твоё дело — всю жизнь играть одни и те же партии без какой-либо возможности влиять на трактовку композиции.

Ведь партии контрабаса, скажем, в Пятой симфонии Чайковского или Девятой симфонии Бетховена никогда не изменятся. Максимум в плане сложности — очень немногочисленные сольные элементы в операх, увертюрах и так далее.

В оркестре у тебя нет имени, которое знает публика, нет права на творчество, некуда расти. Так может пройти вся жизнь. 

Карьеру в этой сфере делают только дирижёры. Они получают приглашения за границу, в другие коллективы, делают записи, дают интервью, обсуждают гонорары. Словом, всё, что составляет полноценное развитие в профессии.

Музыкант может перейти в другой оркестр, но его профессиональное положение не изменится. Со временем можно стать концертмейстером, но не дирижёром. Так же как медсестра не может стать врачом, только старшей медсестрой. Это не плохо и не хорошо, просто такая профессия.

Симфонический оркестр

Работа репетитора: как начал, что по деньгам

Как ушёл в репетиторство?

В какой-то момент сразу несколько человек обратились ко мне за помощью через моих знакомых. Кому помочь выбрать инструмент, кому разобрать композицию. В итоге захотели у меня учиться. Я попробовал с ними поработать, понял, что получается. Дал рекламу, начал заниматься этим всерьёз и, если угодно, сделал это своим бизнесом. Примерно за год набрал достаточно клиентов и вот последние 5 лет занимаюсь преподаванием.

Сколько можно зарабатывать этим?

В целом для репетитора музыки от 1 000$ — нормальный заработок. С доходом ниже этой цифры человек ещё не может считаться профессионалом с широкой клиентской базой. 

Кто работает плотно, ежедневно, может зарабатывать до 2,5 тысяч. В Москве, если немного заломить цену, то и до 3–3,5 тысяч.

Для сравнения средняя зарплата у бюджетника в Минске — долларов 400–500, у нормального спеца в частной организации — долларов 700–800. У IT-специалиста — 2–3 тысячи абсолютно спокойно, даже для молодого парня.

Я предпочитаю не работать как раньше, до упора, иначе качество падает. Нормальный день у меня — это 7 занятий, 10 часов. Напряжённый — 10 занятий, 15 часов без перерыва. 

Стоимость моего занятия — 20$.

Это недорого, и я специально не поднимаю цену, чтобы занятия оставались доступными. Ведь для большинства это хобби, а не предмет первой необходимости.

Работаю «вбелую» как ИП, плачу все налоги и пенсионные отчисления, набирается примерно 80 долларов в месяц. Однако, в Беларуси большинство репетиторов — в серой зоне.

Про инструменты

Расскажи про инструменты. Бас-гитара — это дорого? А контрабас?

Бас-гитара — недорогой инструмент. Ту, которой хватит на первые годы учёбы и выступлений, можно купить б/у в пределах 200–300 долларов. Более профессиональная, чтобы выступать и записываться, тот же классический Fender Jazz Bass, стоит порядка 1000–1200 долларов. Hi-End инструмент — до 10–15 тысяч долларов.

Анатолий Томашев, учитель музыки

Акустические инструменты вроде скрипок, виолончелей, контрабасов, конечно, стоят дороже. Там более остро стоит вопрос качества материалов, того, насколько дерево резонирует. Потолок цены у них гораздо выше, чем у электроинструментов.

Базовый контрабас можно найти в пределах 1 000$. Более профессиональные — серийные, но хорошего качества стоят 5 000–6 000$. Я свой взял с рук у коллеги за 2 000$, но это с хорошей скидкой, ему срочно деньги были нужны. 

До 60–70–100 тысяч долларов стоят старинные мануфактурные и мастеровые инструменты XVIII–XIX века — чешские, итальянские, немецкие. Такие хранятся веками и представляют культурную ценность. Цена на антикварные скрипки: Страдивари, Гварнери, Амати — так вообще может выражаться в миллионах долларов. 

Про клиентов

Сколько у тебя клиентов, как находят тебя?

Часть приходят по рекомендации, у меня уже есть определённая репутация в русскоязычном музыкальном сообществе. Часть по объявлениям в соцсетях, на музыкальных форумах. Или просто каким-то образом видят мою страничку в ВК, где есть отзывы учеников.

Одновременно со мной на связи порядка 40 человек, в чьё музыкальное развитие я вовлечён. Из них больше половины занимаются регулярно, 1–2 раза в неделю. В основном это люди, интересующиеся джазом или сложной современной музыкой.

Источник: instagram.com/coldnordicnipple

Что это за люди?

Вообще, моих учеников можно разделить на несколько однородных групп. Первая категория, таких примерно четверть, это профессионалы или те, кто хотят ими стать. Они либо готовятся к поступлению в музыкальные учебные заведения (где угодно — Беларусь, РФ, Европа), либо уже их закончили. Либо ничего не заканчивали, но зарабатывают музыкой и хотят повысить уровень мастерства. Создают кавер-бэнды как бизнес, хотят, чтобы это звучало профессионально, качественно, приносило деньги. Или делают авторский материал, но тоже с прицелом на серьёзное будущее.

Меня всегда вдохновляет готовить людей к прослушиваниям и вступительным экзаменам, то есть к реальной конкуренции в мире музыки. Когда результаты моей работы будут оценивать другие музыканты — это профессиональный вызов.

Ещё около половины — продвинутые пользователи. Для них музыка — важная часть жизни, но не основная профессия, а любимое хобби. Играют сложную, серьёзную музыку, кто-то по десять лет и более. Среди них есть люди со своей группой и не одной, с опытом выступлений, дорогой аппаратурой. Приятно с такими работать. 

Остальные — это начинающие или не успевшие особо продвинуться. Публика малопредсказуемая — кто-то перейдёт в число продвинутых, кто-то просто попробует и отсеется.

Процентов 20 от всех учеников занимаются удалённо по скайпу.

Уроки по скайпу — каково это?

С удивлением для себя понял, что это вполне реально и почти не уступает живому уроку. Скажем, урок по видеозвонку это 85–90% продуктивности от занятия вживую. Единственное, от меня требуется ещё больше внимания и красноречия. 

Например, для начинающего важна постановка пальцев, но я не могу прикоснуться к его рукам, а он к моим. Приходится больше показывать и объяснять словами. Но в итоге всё хорошо работает.

Зачем люди идут к тебе учиться?

Если говорить о любителях, то это люди, которые состоялись в профессии, работа становится рутиной, и они ищут способы сделать жизнь интереснее. Большинство — мужчины от 20 до 40. В основном русскоязычные, но двоим, поляку и американцу, преподаю на английском. 

Что любопытно, много учеников из сферы IT: программисты, тестировщики, проект-менеджеры, сэйлзы. Вплоть до коммерческих директоров — всё это обеспеченные люди с очень дорогими инструментами. Если собрать их вместе, можно основать небольшую IT-компанию.

Есть учителя, студенты, бариста, инженеры, дизайнеры, переводчики, менеджеры. Есть врачи. Какое-то время был даже практикующий кардиохирург из нашей крупной клиники. Есть кандидат технических наук, и это уже минимум третий обладатель академической степени из тех, кто у меня занимался.

Что нравится в работе?

Мои клиенты — образованные и интеллектуально развитые люди самых разных профессий. Те, у кого есть время, деньги и, самое главное, интерес, для такого хобби как музыка. 

Работать с приятными и интересными людьми это большое благо, на самом деле. Через такие знакомства, в каком-то смысле, познаёшь мир. Редкая работа позволяет человеку взаимодействовать лишь с теми, с кем самому хочется. 

Поскольку педагогика — это долговременные отношения на основе доверия, то часто работа перерастает в дружбу. А качество общения находится на очень высоком уровне. 

Однажды со мной начал заниматься по скайпу человек из Майами. Оказалось, белорус, причём жил в Минске на той же улице, где рос и я. В дальнейшем стал одним из моих ближайших друзей. Так бывает.

Что напрягает в работе?

Когда вижу, что я для ученика не преподаватель, а надзиратель по выполнению недоделанного домашнего задания. Тогда начинаю задумываться о повышении цены на уроки.

Изредка попадаются люди неспособные к обучению. Не значит, что они плохие. Просто мнительные и склонные в попытке дать совет видеть критику себя как личности. С такими тяжело взаимодействовать и научить их невозможно, как «невозможно наполнить кувшин, который полон». 

Ещё неприятно людей переубеждать, спорить об очевидных вещах, которые ты знаешь абсолютно точно. В педагогике два варианта — либо доверяешь и хочешь достичь результата, либо меняешь преподавателя.

Когда я вижу недоверие ученика, предпочитаю вежливо и корректно прекратить отношения. Иначе через некоторое время начнутся претензии, почему занимаемся, а результата нет. А если указать на то, что причина в самом ученике — будет скандал. 

Вообще, есть разные способы завершения работы. Хороший — когда человек достиг своей цели, тогда всё — он свободен. И как правило, я первый скажу ему об этом. Нормальный способ — когда нет сил или времени продолжать обучение, и ученик сообщает об этом открыто.

Ненормальная история, когда ученик стесняется сказать, что не вывозит, не хватает сил для самостоятельной работы. Начинает сливаться, не отвечать на сообщения и пропадает.

Если это происходит быстро — я даже рад, что не потратил на него много времени.

Что делать с теми, кто талантлив, но недорабатывает?

Относиться философски, задумываться об иронии жизни. Есть у меня один клиент в Москве — большой молодец, реально здорово играет. Но не находит в себе силы, чтобы начать исполнять свою музыку. Замороченные требования при поиске коллектива. Так можно всю жизнь просидеть дома, играя качественно, но не выходя в большой мир. Но это уже вопрос не ко мне, а к психотерапевту. Я в душу не лезу, не считаю, что имею на это право. 

На старте я всегда спрашиваю ученика — какова цель обучения? Я-то тебе зачем? Если человек хочет играть более качественно, более сложную музыку, чтобы его приняли в группу к более крутым музыкантам, тогда берусь за него. Давно нет стремления лишь бы заработать денег хоть на ком-то. Желающих больше, чем у меня времени.

С теми, кто занимается для себя, в формате хобби — я работаю максимально нейтрально, безоценочно. С потенциальными профи можно быть эмоциональнее. Это уже не формат «обслуга — клиент», это взрослая, собранная работа «ученик — учитель», когда можно ставить серьёзные задания, иногда повысить голос. С любителями позволять себе такого нельзя, и это правильно.

Источник: instagram.com/coldnordicnipple

Расскажи забавный случай из практики.

Был у меня ученик по скайпу из небольшого российского города. Представился как врач-психотерапевт, работал в психиатрическом диспансере в отделении острых состояний. Это где проблемных пациентов привязывают к койкам, дают галоперидол и тому подобный хардкор.

Корректный, вежливый, образованный, интересный собеседник. После занятий беседовали с ним о психике человека, психиатрии. Сложились нормальные приятельские отношения, которые продолжались нескольких месяцев. Но закончились они странно и даже слегка мистически. 

В какой-то момент он резко перестал выходить на связь, заходить в аккаунты в соцсетях и мессенджерах. При том что у человека были оплачены несколько занятий вперёд. Я писал ему, давай хотя бы деньги верну, только скажи куда? Ответа не было.

В итоге он так и не объявился. А его акаунт, кстати, фэйковый, сперва сменил имя на женское, а потом и вовсе оказался заблокирован.

У меня подозрения, что мой ученик был не врачом, а наоборот психическим пациентом. Реально он был немного странным. Несколько раз я замечал и спрашивал, почему он слегка заторможен. Говорил, сидит на каких-то лекарствах.

Музыка как способ саморазвития

Как музыка влияет на психику?

Занятия музыкой закаляют характер. Да-да, именно так. В принципе, как и любой другой длительный и сосредоточенный труд.

Формируется умение сконцентрировано, настойчиво работать над собой. А это важная часть успеха в жизни. Последовательность и систематичность — это как раз то, чего не хватает людям эпохи постмодерна. Иногда мне кажется, что нам всем свойственна некая инфантильность, неумение доводить задачи до конца.

Музыка — хобби большого количества состоятельных и влиятельных людей. Билл Клинтон — саксофонист в джазовом квартете. Хью Лори (играл Доктора Хауса) — талантливейший пианист и гитарист. Джеки Чан, на минуточку, закончил Оперную школу в Пекине и записал уже с десяток альбомов. Бородин, наш великий химик, соратник Менделеева, писал оперы. Опять же, Булгаков и так далее, и так далее.

Не хочу обидеть тех, кто смотрит сериалы или играет в компьютерные игры, но это просто пассивное потребление чужого контента, зачастую второсортного. Занимаясь искусством, спортом, иностранными языками, человек действует активно и меняет себя к лучшему. Уверен, для полноценной жизни подобное активное развивающее хобби не помешает каждому человеку.

Анатолий Томашев, учитель музыки

Что дальше?

Как видишь свой дальнейший профессиональный путь?

Планирую продолжать преподавать, это интересно, комфортно и даёт независимость в плане финансов и распределения времени. Возможно, когда-нибудь полностью перейду на работу с иностранцами на английском. 

Однозначно хотелось бы поиграть свою музыку — современный джаз, фьюжн. Давно об этом думаю, кое-что сочиняю. Запрягаю долго, но обязательно реализую когда-нибудь.

Есть вариант открыть свою школу, выполнять административные функции, но я этого не хочу. Большинство таких школ или студий работают плохо. Расходы на аренду и налоги заставляют их либо делать занятия слишком дорогими, недоступными людям, либо халтурить. Например, проводить уроки одновременно с двумя учениками, что неприемлемо. Музыкальное образование должно быть индивидуальным. 

Ещё вариант — создание ютьюб-канала. Хорошее направление, но не хочу делать посредственно. Большая часть такого контента в Ютьюбе — это мусор, который не имеет отношения к обучению. Тот, кто учится играть музыку по Ютьюбу — бездарно тратит время. Он беспорядочно смотрит разрозненные видео, где нет никакой проработанной последовательности, а педагогика — это всегда жёсткая система.