Лучший опыт

На пассажирских, конечно. У ... Интервью с машинистом поезда

Интервью с машинистом поезда...

Интервью с машинистом поезда
За какую ставку по ипотеке машинисты РЖД готовы срать на газетку? Реально ли стать начальником депо, если начать с подсчёта «тормозных башмаков»? Как подколоть стажёра, что не так с формой, и что делать, если твой вагон разгружают бандиты?

Про грузинские электровозы, премии и подарки детям

Как ты попал в профессию?

Я не планировал связывать свою жизнь с железной дорогой, но хотел носить погоны. Планировал поступать в военное училище. Сам я из Белгорода, недалеко граница с Украиной. Ещё в 2010-м в воздухе витали пессимистичные прогнозы, поэтому от военки решил отказаться. Посмотрел другие профессии, проанализировал баллы ЕГЭ и поступил в Курский железнодорожный техникум.

Помощник машиниста протирает лобовое стекло

Поначалу я работал помощником машиниста. Отработал пару лет, проявил себя, отучился и получил права управления.

На каких поездах ты работаешь?

Сейчас в основном работаю на грузовом движении, Белгород – Курск. В пассажирских поездах работал помощником машиниста. После закрытия границ с Украиной у нас остались только поезда РЖД в Москву и Питер. До этого с Украины возили людей в Курск и Орёл.

Мы работаем на электровозах 80-х годов, у которых уже второй, а то и третий срок эксплуатации. Отваливается что-то постоянно.

Электровозы грузинские, собраны были ещё в СССР: ВЛ-11, ВЛ-10, ВЛ-11М.

На каких перевозках работать сложнее?

На пассажирских, конечно. У тебя за плечами 1 500 человек. График на скоростных поездах очень жёсткий, расстояние в 700 км нужно пройти за 7 ч 30 мин хода.

Пассажирский электропоезд

Сколько ты зарабатываешь?

Машинистом на грузовом движении у меня выходит 40–50 тысяч рублей. Складывается эта сумма исходя из почасовой тарифной ставки. Ночные смены оплачиваются дороже, много коэффициентов увеличения: районный, зональный, региональный. За счёт увеличения плеча или управления длинносоставным тяжеловесом тебе также могут доплатить.

Грузовой электропоезд

В пассажирских доплачивают за выполнение графика движения поездов, длинное плечо, скоростное движение. Ночных смен на пассажирских всегда больше. Помощник машиниста на пассажирском движении зарабатывает больше, чем машинист на грузовом.

Грузовой электропоезд

Есть премии за экономию электроэнергии в электротяге, за экономию дизельного топлива в теплотяге. 

За хорошую экономию тебе вручают квартальную премию до 10 тысяч рублей. 

Многое зависит от личного рейтинга машиниста, формирующегося на основании замечаний по пути следования. Ты фиксируешь все недочёты в работе путейцев, электроснабженцев и представителей прочих смежных служб. В конце года в зависимости от рейтинга распределяется 13-я зарплата.

Санкции в основном за нарушение дисциплины или графика следования. Превысил скорость — работу потерял.

На решение нестандартной ситуации даётся 10 минут. 

Если в течение десяти минут не разобрался, то лишат премии, получишь строгий выговор или вообще уволят.

Какие условия обеспечивает РЖД своим сотрудникам?

Все социальные гарантии и страховые выплаты. Мы знаем, когда получим аванс и зарплату. Отпуск в 42 дня хорошо оплачивается, что зависит в том числе от стажа. 

Кроме того, компания помогает с жильём. Как молодой специалист, я брал ипотеку под 2% годовых. 

Иногородним частично компенсируют съёмное жильё.

Бригады на коллективном отдыхе в картинге

Компания полностью погашает твои затраты на спорт. Приносишь абонемент из фитнес-центра, и тебе компенсируют его стоимость. Можно детей бесплатно водить в бассейн по путёвке от профсоюза.

Участники спартакиады РЖД

Можно отправить своего ребёнка в санаторий за счёт РЖД. Нет такого, что все санатории забиты детьми руководства. Ребёнка может отправить абсолютно любой сотрудник. 

Для того чтобы попасть в санаторий всей семьёй, за путёвку достаточно заплатить лишь 13% стоимости. 

Для сотрудников бесплатен проезд на поезде по России один раз в год в купе, на членов семьи хорошие скидки.

Насколько доступен в компании карьерный рост?

Никто не станет начальником депо, не пройдя путь от помощника машиниста. Если у тебя нет желания стать машинистом, насильно никто тебя продвигать не будет. Машинист может стать машинистом-инструктором. Если ты себя хорошо проявишь в этой должности, то можно метить в замы. Таких примеров очень много. Но всё упирается в высшее образование, желательно специальное.

Электровоз

Сколько нужно отработать, чтобы выйти на пенсию?

Пенсионеры у нас сейчас уходят в 55 лет. Чтобы обеспечить себе трудовой стаж, нужно провести в дороге 12,5 лет. Учёба, отпуска, больничные — всё это не считается. Чтобы точно выйти на пенсию в 55, нужно отработать примерно 18 лет. Но пенсия смешная — 14 тысяч рублей. Поэтому все держатся за работу до упора.

На каком уровне в РЖД корпоративная культура?

Новогодние ёлки и подарки детям — обязательно. На День железнодорожника мы едем за город, где собираются сотрудники всех железнодорожных предприятий региона и участвуют в командных соревнованиях. Природа, шашлыки, семейный отдых.

Машинист электровоза в костюме Деда Мороза

Молодые специалисты ездят на специализированные семинары. Спортсмены формируют команды по разным направлениям и соревнуются с другими подразделениями. 

Про график, алкотесты и отсутствие туалета

В каком графике ты работаешь?

Согласно ТК, мы не имеем права работать более 12 часов. Самая длительная моя поездка заняла около 2,5 суток с перерывами между сменами.

Кабина электровоза

В грузовом движении я работаю на вызывной системе. Существует определённая месячная норма. На август, например, 184 часа. Сколько воскресений в месяце, столько и выходных. Выходные у нас либо 48 часов, либо 60. Время отдыха ты выбираешь самостоятельно. Например, приехал со смены в 08:00. Если берёшь 48 часов, то через двое суток начиная с восьми утра тебя могут вызвать в любое время. Летом по дневной жаре не особенно хочется кататься, поэтому я беру 60 часов, то есть вызвать меня могут уже только с 20:00 вечера на ночную смену. Вне зависимости от того, куда ты поехал, минимальный межсменный отдых 16 часов. Также запрещено работать больше 2 ночей подряд.

Как проходит твой рабочий день?

Приходишь, вставляешь свою карточку. На терминале отображается и фиксируется время прихода на работу. Проходишь к фельдшеру. У тебя измеряют пульс, давление, проверяют сердцебиение и проводят алкометрию. Если верхнее давление выше 130, то к работе тебя уже не допустят, как и с высоким пульсом.

Что касается алкоголя — это увольнение по статье. Пьяным не место на железной дороге.

Если ты на выходном, то выпить можно, тебя никто не вызовет. Если ты сидишь в очереди, даже если проходишь третьим, будь готов к тому, что тебя могут внезапно вызвать первым. Отдыхать нужно с умом.

Маневровым в этом плане легче. Они работают на графике. Маневровые машинисты — это те, кто работают в депо, станциях, на заводах, на различных вытяжках, собирают поезда на сортировочных горках. У них график простой: день, ночь, 48.

После медкомиссии идёшь на инструктаж. До выезда ты должен узнать всё: на каких участках сменились скорости, какие закрыты и прочее. Дежурный по депо ставит тебе штампы на бумагах, после чего ты идёшь принимать электровоз вместе с помощником машиниста — это и есть бригада, 2 человека. Визуально крышевое оборудование посмотрел, внутри всю электрику проверил, на замечания указал. Помощник пока пересчитывает «тормозные башмаки».

Машинист вносит записи в журнал

В каждом локомотиве есть бортовой журнал. Проверяешь на предмет замечаний, оставленных предыдущей бригадой. Если слесаря замечания не устранили — берёшь другой электровоз.

В конце смены порядок обратный: сперва электровоз сдаёшь, а после тест на алкашку.

Как организовано питание сотрудников?

Очень просто: берём с собой домашнюю еду. Холодильника нет, поэтому в термосумку укладываю лёд, сверху пищевой контейнер. Никаких скоропортящихся или молочки.

Завтрак машиниста

Насколько комфортное рабочее место?

Обогреватели очень мощные, зимой точно не замёрзнешь. А летом — жопа. Металл накаляется до 60 градусов, окна нараспашку. Ни о каких кондиционерах речи и быть не может.

Фрагмент приборной панели электропоезда

Электровоз за конкретной бригадой не закреплён, поэтому отследить неадекватный контингент нереально. От кресел может быть что-то откручено, ручек нет, сидения порваны, всё дребезжит. А сидеть на этом кресле 12 часов — значит, нужно по-быстрому создать себе хоть какой-то комфорт. Сортира нет ни в грузовых, ни в пассажирских. На наших старых электровозах машинист в пассажирский вагон пройти не может.

Захотел ссать — идёшь и ссышь на рельсы между секциями. Захотел срать — берёшь с собой пакет или газету. Естественно, в кабину это уже не заносится. 

Про борьбу со сном, борзых деревенских и окровавленный труп

Насколько вождение электровоза автоматизировано?

Сравнительно недавно была разработана и внедрена система автоведения поезда. Я скажу, что она недоработана, никто её дорабатывать не стал, поэтому редко кто её использует. Только человек может справиться с нестандартной ситуацией.

Какие удобства для машинистов предусмотрены на станциях?

Душевые кабины и туалеты предусмотрены обязательно. В некоторых домах отдыха работают столовые, но редко кто их посещает – очень дорого. Проще дойти до магазина или взять из дома.

Как в дороге борешься со сном?

Перед поездкой я стараюсь хорошо отдохнуть и выспаться. Ночные смены переношу прекрасно, но после биоритм сбивается, и хорошо поспать бывает трудно. В кабине открываю окна и курю, чтобы не отрубиться. Кофе запрещено, поэтому завариваю крупнолистовой чай с мятой.

Обед машиниста

Как начальство относится к сотрудникам?

Начальство справедливое. За проступки наказывают, за поступки поощряют. Премии по щелчку пальца тебя никто не лишит, каждый знает свои права и должностные инструкции. Руководитель это тоже прекрасно понимает. 

В целом РЖД хороший работодатель, только с комфортом беда. Не хватает нормального локомотивного парка.

Если электровоз встал, штатных схем нет, а твои знания не позволяют быстро починиться — будешь ночевать на перегоне и выслушивать в свой адрес крики поездного диспетчера.

Какой контингент идёт в машинисты?

Люди, которые не боятся брать на себя ответственность. Женщин машинистов я не встречал, вроде эта практика вводится с января 2021 года. Лично в нашем депо девушка с работой справиться не сможет.

Люди в основном адекватные, драк в кабине не бывает. Если тебя коллега не устраивает, приходишь к психологу и говоришь. Больше тебя никогда с ним не поставят.

О чём вы общаетесь с диспетчером?

Поезд следует по графику. Если нужно срочно пропустить кого-то, то диспетчер тебя вызывает по рации и просит подзатянуться или, наоборот, побыстрее ехать. Ты диспетчера вызываешь только в нестандартной ситуации.

Пассажирский электропоезд в пути

Какие грузы ты перевозил?

Поездные документы хранятся в специализированных пакетах. Посмотреть, что предстоит везти, ты не можешь. Пока мимо состава идёшь, определяешь визуально. Составы обычно сборные: 5 вагонов леса, 3 цистерны бензина и так далее. 

Взрывчатые вещества всегда ставят в хвосте.

Литерные или военные поезда определяешь сразу, поскольку с грузом едут сопровождающие.

Кто несёт материальную ответственность за груз?

Это определит разбор ситуации, на котором каждый будет отстаивать свою невиновность. Задача машиниста — не расцепиться с первым вагоном. Во всём остальном виноваты, как правило, иные службы.

Каков размер взысканий?

Если ты, не дай бог, спалишь тяговые электродвигатели, то до конца дней будешь впахивать бесплатно.

Можно ли в кабине прокатить кого-то?

Можно прокатить, и тебя сразу уволят.

Какие серьёзные технические проблемы у тебя случались?

Однажды у меня состав расцепился. Повезло, что произошло это, пока я передвигался по станции. Я съезжал с тормозных башмаков, и по тормозной магистрали произошло падение давления.

Депо РЖД

При разрыве тормозной магистрали тормоза срабатывают как у электровоза, так и у последнего вагона. Проблема устраняется на месте и относительно быстро.

Вероятность расцепки от поезда не зависит. Новый состав 2017 года расцеплялся в пути следования прямо с пассажирами. Европейские автосцепки предназначены для ровного профиля и от наших дорог страдают.

Возникали пожары на электровозе?

Как-то перед выездом машинное отделение осматривал и почувствовал запах дыма. Смотрю, а у меня пусковые сопротивления полыхнули. Первый огнетушитель не сработал, со второго попал. Повезло, что пожар произошёл в депо, а не где-нибудь на перегоне. 

Электровоз горит 5 минут, и на полном ходу выскакивать опасно для жизни.

Из 8 огнетушителей иногда срабатывают только 2, хотя проверяются и пломбируются раз в полгода.

В каком состоянии железные дороги?

Не идеальные, конечно, но ездить можно. Просадки очень бесят. Прямой участок на 140 км/ч можно было сделать полностью скоростным, но из-за его состояния рельсы делят на куски: сперва 120 км/ч, потом 140 км/ч, а после вообще может быть 80 км/ч.

Встречал ли хищение имущества?

Видел, как противовесы воруют. Это такие диски металлические или бетонные, которые провода в натяжении держат.

Грузовой электропоезд

Прибыли как-то на одну глухую станцию в деревне. Ни полиции, ни охраны. Деревенские ребята подъехали на машине и принялись у меня металлолом выгружать. Я дежурному по станции доложил. Сам ты, конечно, никуда не пойдёшь — это опасно.

Что делать, если пассажир набухался и ведёт себя неадекватно?

Если начальник поезда сообщает о проблемном пассажире, то на ближайшей станции с нарядом полиции этого пассажира снимают. Диспетчер ещё до приезда на станцию уже знает, кто, в каком вагоне и в каком состоянии. В самом поезде есть фельдшер, а полиция только на поездах дальнего следования.

Пассажирский электропоезд на переезде

У меня один пьяный как-то окно разбил кулаком. Изрезался страшно, истекал кровью. Пассажиры попались адекватные: крепкие мужики его быстро скрутили, чтобы больше ни себе, ни другим не навредил. А вообще буйные, которых приходится с поезда ссаживать, — явление частое.

Животные часто на рельсы выскакивают?

По весне косуль много. Лисы часто выскакивают вместе с лисятами, но обычно успевают сбежать. Один рельс под током, и зимой на нём птицы спят. Вот они взлететь не всегда успевают. Или когда едешь по станциям, где идёт формирование зерновозов. Голубей там можно целой стаей влупить. Или вороны: вроде умные птицы, а недавно шесть штук за раз об лобовуху расхерачил.

Железная дорога (вид из кабины во время движения)

А люди выскакивали на рельсы?

Как-то голый мужик на рельсы выскочил и членом затряс. Экстренное торможение применили. Я выскочил и за ним погнался. Вроде убежал, я в кабину вернулся. Тронулись, и смотрю — он посередине состава на поручнях у вагона висит. Я опять за ним. Так и носился, пока он не вымотался. Отогнал его как можно дальше и уехал.

Когда в техникуме учился, у нас был парень в потоке, который лёг под поезд. Самоубийцы на железке — явление нередкое.

Однажды ехали грузовым поездом. Дождь, сумерки. Выруливали из кривого участка пути. Впереди на платформе увидел непонятное мелькание. Я тогда ещё помощником работал. Присмотрелись с машинистом, применили экстренное торможение. Сразу две педали: тифон (громкий сигнал — примечание ред.) и песок под колёса для усиления сцепления. А состав тяжёлый, тормозной путь километр. Ну и где-то под двадцатым вагоном я достал то, что от него осталось. Руку и ногу отрезало. Из-за разрыва внутренних органов стоял крепкий запах водки. На вид ему было лет 60.

Про лысину, приколы над стажёрами и 500 рублей

Возникают мысли об увольнении?

В железной дороге есть своя романтика. В отпуске особенно тянет на стальные магистрали. Так просто не объяснишь, это нужно почувствовать и прочувствовать.

Когда за спиной 80 вагонов, ты думаешь: «Я делаю своё маленькое, но полезное людям дело». 

Как в пути развлекаетесь?

В основном болтаем, травим байки, рассказываем о делах на выходных.

Каким профессиональным болезням подвержен машинист?

Геморрой. Электромагнитное поле сильно на сердце влияет. К тому же из-за него ещё и рано лысеешь, особенно на переменном токе. 

Машинисты со стажем все лысые, как скинхеды. 

На внутренние органы также негативное воздействие оказывает вибрация. Со временем привыкаешь, и ощущение «морской качки» после смены быстро пропадает.

Приборная панель электровоза

Как родные и близкие относятся к твоей деятельности?

Все привыкли давно. Жена изначально понимала, с кем связалась. Когда познакомились, я ещё помощником машиниста работал. Родители даже настаивали, когда профессию выбирал.

Друзья спрашивают: «А вы что, от Москвы до Владивостока неделю едете?» (смеётся)

Как подкалываете молодых?

Когда стажёр приходит, перед развилкой садим за ручной тормоз и говорим: «Сейчас сворачивать будем, крути вправо». Даже после техникума попадаются личности, которые не понимают, что такое стрелки.

Электровоз

Если стажёр в машинное отделение пошёл без защитных наушников, компрессора и вентиляторы включаешь на полную. Ушам это не навредит, но на место поставит.

Как проводишь свободное время?

Стараюсь чаще с семьёй бывать. В основном на природу выезжаем: шашлыки, рыбалка. В футбол играю. 

Спортивная команда РЖД

Что больше всего нравится в работе и что сильнее всего раздражает?

Стабильность и социальные гарантии — это офигенно, особенно для человека семейного. А раздражает вызывная система. Я даже сейчас сижу на телефоне и жду, когда меня вызовут на работу. 

Электровоз в депо

Были какие-то курьёзы, связанные с профессиональной деятельностью?

У нас форма старая постоянно людей смущала. В Белгороде таможня на вокзале. Там коммерсы на Харьков на автобусе что-то нелегально провозить собирались, и коллега мимо на явку в форме шёл. То ли они его с полицейским спутали, то ли с таможенником — я не знаю. Слушай, говорят, давай мы тебе 500 рублей, а ты ничего не видел. Он говорит: «Ну давай». Деньги взял и дальше на работу пошёл.