Лучший опыт

Павел Бочнярц, генеральный ... Павел Бочнярц: Нужны команда, бизнес-план и прототип

Павел Бочнярц: Нужны команда, бизнес-план и прототип...

Павел Бочнярц, генеральный директор Value Tech — польского инвестиционного фонда с капитализацией в $6 млн, рассказывает о современных механизмах поддержки ранних стартапов и перспективных направлениях для инвестирования.

В центре нашего интереса — преобразующие технологии для традиционных секторов экономики

— Как начинался ваш проект Value Tech? Какие его самые главные направления деятельности?

— Value Tech — один из порядка 50 посевных фондов, действующих сейчас в Польше, был создан в 2017 году. Он был открыт в рамках правительственной программы Bridge Alpha, цель которой — привлечение частных инвесторов в высокотехнологичные проекты на ранних стадиях. Государственное агентство «Национальный центр исследований и разработок», осуществляющее эту программу, создает привлекательные стимулы для инвесторов.

Шесть частных инвесторов нашего фонда вложили в него 1,5 млн евро, а правительство добавило еще 4,5 млн. То есть мы можем инвестировать до 6 млн евро в инновационные стартапы. Инвестиция в один проект обычно составляет около $250 тыс., а в центре нашего интереса стоят преобразующие технологии для традиционных секторов экономики — энергетики, розничной торговли и производства. Сейчас в нашем портфеле 11 компаний, и мы собираемся заключить еще три инвестиционных соглашения в течение ближайших недель.

— Кто основной клиент вашей венчурной компании? Какую помощь вы осуществляете и как работаете с уже проинвестированными проектами?

— Наш основной клиент — инвесторы. Мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить удовлетворительную отдачу от вложенных в наш фонд денег. Мы уделяем много времени и поддержке наших портфельных компаний. Например, одному стартапу мы помогли нанять на работу опытного директора по продажам, другому — связаться с потенциальными поставщиками из Тайваня. Помимо этого, мы помогаем им в поиске новых инвесторов.

— Каковы ваши самые интересные проекты и сделки?

— Я считаю все наши портфельные компании очень интересными! Вы можете узнать о них на нашем сайте. Большинство все еще находится на этапе, предшествующем получению доходов: разрабатывает продукты, проводит проверку бизнес-концепций. Но некоторые уже начали свое продвижение на рынке и стали быстро расти. Например, стартап Lerta, занимающийся цифровизацией производства, продажей и потреблением энергии с помощью инновационных инструментов на основе искусственного интеллекта. Цель Lerta — стать крупнейшей энергетической компанией в мире без собственных производственных активов. Или ZeroQs с его системой SmartCart — мобильной кассой самообслуживания для магазинов розничной торговли, которая устраняет очереди в супермаркетах. Еще один пример — компания Noctiluca, синтезирующая не имеющие аналогов OLED-электроды.

— Какую роль в вашей работе играет СМИ?

— СМИ — важное средство продвижения деятельности наших портфельных компаний. Сейчас все больше внимания уделяется онлайн-каналам, особенно социальным сетям. Мы собираемся запустить кампанию в LinkedIn, ориентированную на будущих инвесторов, чтобы помочь нашим стартапам более эффективно позиционировать себя.

Мы открыты для работы с российскими новаторами и российскими стартапами

— Каковы особенности венчурных фондов в Польше?

— Я бы сказал, примерно 75% венчурных фондов в Польше были созданы при поддержке правительственных учреждений, таких как NCRD или PDF — Польский фонд развития. Последний является крупнейшим фондом фондов в Европе с государственной поддержкой. Лишь 25% его средств частные.

На рынке существует порядка 50 посевных фондов, которые инвестируют на очень ранних стадиях, но размер инвестиций обычно не более 250–500 тыс. Есть фонды поздних стадий, которые могут предоставить более щедрое финансирование — до 2 млн евро. К крупным инвестициям, превышающим 5 млн евро, предъявляется ряд дополнительных требований.

Практика венчурного инвестирования стала более единообразной и в отношении отчетности и соблюдения законодательных требований приблизилась к тем, что существуют на более зрелых рынках, таких как Скандинавские страны.

— Вы работаете с российскими компаниями/инвесторами?

— Да, мы открыты для работы с российскими новаторами и российскими стартапами при условии, что они учреждают компанию в Польше. Им не нужно переводить весь свой бизнес в Польшу, но следует обеспечить здесь своё присутствие — иметь клиентов, несколько сотрудников, вести научно-исследовательскую работу. Что касается российских инвесторов, я не считаю их очень активными в нашей стране.

Нам интересны масштабные идеи, которые могут существенно повлиять на целые отрасли экономики

— Расскажите о механизме поддержки начинающих предпринимателей.

­— В последние несколько лет быстро развивается экосистема, направленная на поддержку новаторов. Национальный центр исследований и разработок (NCRD) и Польское агентство по развитию предпринимательства (PAED) предлагают несколько грантовых программ для ранней, концептуальной стадии проектов.

NCRD больше предлагает невозвратные гранты, которые достигают нескольких миллионов евро. Как правило, NCRD требует, чтобы предприниматель внес 20–25% от этой суммы, поэтому если у вас нет достаточных денежных ресурсов, потребуется найти инвестора. Гранты PAED часто покрывают 100% затрат и не ограничиваются высокотехнологичными проектами. Однако они обычно меньше — до 250 тыс. евро.

В обоих случаях вы можете подать заявку на получение грантов, если у вас есть польская компания. Это можно сделать самостоятельно через интернет, хотя разумно будет иметь юрисконсульта, который бы руководил процессом.

— На каком этапе вы готовы рассмотреть стартап? На уровне идеи, бизнес-плана, готового продукта или первого покупателя? Какой первый шаг должна сделать команда, чтобы получить помощь от инвестиционной компании?

— Наш фонд обычно не принимает проекты, которые являются просто концепциями. Мы ожидаем увидеть сильную команду, солидный бизнес-план и хотя бы прототип. Полной разработки при этом не требуется. Нам интересны масштабные идеи, которые могут существенно повлиять на целые отрасли экономики.

На сайте мы предоставляем инвесторам презентацию всех основных положений проекта. Многие команды приходят к нам со своими собственными презентациями, мы рассматриваем их в несколько этапов и определяем, что нужно проанализировать более тщательно, каковы возможные риски и выгоды, связанные с инвестициями.

— Инвестиции в какие сферы ближайшее время будут особенно эффективны, на ваш взгляд?

— Это очень сложный вопрос, так как еще не до конца понятно, какое влияние оказала пандемия Covid‑19. Нет полной картины того, какие отрасли экономики пострадают, а какие будут процветать, за исключением очевидных последствий для туризма и авиакомпаний. Если бы я выбирал область для инвестиций, то сделал бы ставку на телемедицину, онлайн-образование и автоматизацию промышленного производства. Думаю, что нынешний кризис — отличная возможность ускорить внедрение высоких технологий в этих секторах.