Лучший опыт

Тренд совместного потребле ... Александр Жирнов: «Пандемия изменила рынок sharing economy»

Александр Жирнов: «Пандемия изменила рынок sharing economy»...

Тренд совместного потребления, или sharing economy, зародился в 2008 году в Сан-Франциско с появлением компании Airbnb. Изначально с помощью сервиса можно было взять или сдать в аренду дом. Сегодня тенденция развилась настолько, что в мире существует Airbnb для всего, например: компания Boatsetter предлагает взять в аренду яхты, а в компании Hipcam можно арендовать кемпинг. Популярность sharing economy можно объяснить модой на минимализм и стремлением к разумному потреблению. Люди больше не хотят владеть вещами: они хотят сэкономить деньги и место, «поделившись» ими. Принцип sharing economy основывается на концепции совместного использования ресурсов и технологий для построения бизнес-моделей. Обмениваться можно всем: услугами, ресурсами, товарами, временем, знаниями и навыками. О том, как развивается рынок совместного потребления, «Инвест-Форсайт» поговорил с основателем компании «Запросто!», которая специализируется на шеринге смартфонов, Александром Жирновым.

— Александр, как думаете, чем можно объяснить рост популярности sharing economy во всем мире? 

— Компании с экономикой совместного использования часто применяют платформенную бизнес-модель, которая расширяет возможности при минимизации затрат.

Вместо того чтобы производить и покупать новые вещи, мы используем их повторно. Совместное потребление несет колоссальные выгоды в различных сферах — от экономики до экологии. Сейчас люди больше всего ценят комфорт и свое время; сервисы, предоставляющие что-то в аренду, этим пользуются, предлагая снять дом, который не придется убирать, или офис, в котором уже есть всё необходимое.

Не нужно покупать вещи, можно просто арендовать их и не иметь проблем с владением собственностью: за недвижимость не надо платить налоги, не нужно думать о постоянном парковочном месте для машины, не нужно копить ненужный хлам в доме и т.д. 

Недавно в Барселоне был создан стартап Lendi, это приложение, которое помогает людям брать в долг полезные предметы домашнего обихода у соседей. Вместо того чтобы покупать новую дрель, вы можете одолжить ее у кого-нибудь поблизости. Вместо того чтобы покупать пластиковые стулья для вечеринки, можно посмотреть, нет ли у кого-нибудь лишних, которые они могут вам предоставить на время. Или можно не выбрасывать книги, а передать их тому, кто хотел бы их получить. Разве это не упрощает нашу жизнь и не экономит наше время и деньги?

— Насколько растет сейчас рынок sharing economy?

— Ожидается, что одноранговое кредитование (или P2P-кредитование), совместное использование автомобилей, сервисы, связанные с использованием удаленного персонала, который занят одновременно в нескольких проектах, и потоковое видео будут приносить более 50% от общего мирового дохода в 5 основных секторах экономики совместного потребления. Более 75% американцев считают, что в ближайшие 5 лет они будут пользоваться услугами экономики совместного потребления. Стоит отметить, что число людей в США, использующих шеринг-экономику, увеличилось с 44,8 миллиона в 2016 году до 73,7 миллиона в 2019 году. По оценкам PwC, в 2014 году рынок совместного использования автомобилей и комнат, краудфандинга, персональных услуг, а также видео- и аудиостриминга составлял всего $15 миллиардов, однако к 2025 году он может достигнуть $335 миллиардов. Таким образом, по прогнозам PwC, доход от экономики совместного потребления за эти 11 лет вырастет на ошеломляющие 2133%.

— А какие новые стартапы в области совместного потребления возникают в последнее время?

— Сейчас можно предоставлять в аренду буквально всё; многие компании этим пользуются. Издание Uncubed сообщает, что с помощью приложения Plowz & Mowz вы можете в зимний период взять в аренду снегоочиститель, чтобы очистить подъездную дорожку к дому. Существует даже проект компании, готовой предоставлять в аренду дроны: GoFor. Вдруг вам нужно составить картографическую карту местности или доставить груз, именно тогда и пригодится такая услуга. Однако из-за строгих правил воздушного движения в городах концепт такой компании пока сложно реализовать. Шеринг существует даже в области предоставления парковочных мест, им занимаются такие компании, как MonkeyParking и CARMAnation.

— Как пандемия коронавируса повлияла на рынок sharing economy

— Тренд в целом, казалось бы, очевиден: доходы населения падают, а преимущества владения многими вещами сейчас не очевидны. К примеру, личные автомобили в период изоляции практически не использовались, в то время как после ее отмены люди стали охотнее пользоваться каршерингом, чем общественным транспортом. Многие стали меньше покупать и готовы пользоваться чем-либо совместно. Но влияние коронавируса на экономику неоднозначно. Такие компании, как Uber и Airbnb, во время локдауна потеряли значительное количество доходов. В марте и апреле люди массово отменяли свои бронирования, из-за этого в Airbnb были вынуждены сократить почти 2000 человек персонала.

В то же время у других компаний, наоборот, дела пошли в гору. Например, с марта компания Amazon Flex, служба доставки посылок для совместного использования эконом-класса, привлекла много новых курьеров. Другие компании, такие как Instacart, DoorDash и Shipt, которые доставляют продукты, еду навынос из ресторанов и товары из магазинов, соответственно, наняли больше сотрудников. Общей тенденцией стало то, что выиграли те, чьи услуги пользовались большим спросом, пока люди оставались дома и были изолированы. Те, кто давал своим клиентам возможность ограничить время, проводимое на улице, и сократить количество контактов. Теперь многие привыкли к новому образу жизни и продолжают пользоваться сервисами.

— Но бизнесу пришлось измениться?

— Чтобы оставаться на плаву, компании, потерпевшие значительный ущерб, вынуждены менять бизнес-модель, придумывая новые стратегии. Адаптируясь к условиям пандемии, компания Airbnb взяла курс на более долгосрочную аренду коттеджей и домов, так как многие уезжали во время пандемии за город целыми семьями.

Более чем на 50% выросла аренда игровых приставок и бытовой техники, в первую очередь роботов-мойщиков окон и кухонной техники. Это связано с тем, что на карантине в период локдауна люди намного больше занимались домашним хозяйством, а также просто отдыхали, играя в компьютерные игры. Любопытен факт, что в период пандемии наблюдался большой спрос на технику. Сервис аренды любых вещей Fat Lama, который работает в Британии и США, сообщает, что во время пандемии его клиенты активно арендовали скутеры, мойки высокого давления, микрофоны и проекторы.

— А у нас, в России?

— А мы в «Запросто!» видим, как развивается рынок аренды смартфонов. Возможность брать их в аренду с правом выкупа в нашей стране появилась только сейчас. Компания «Запросто!» сдала в аренду с правом выкупа уже более 1000 смартфонов с предустановленной технологией Smart Collection для удаленной блокировки, которая защищает от неплатежей, ведь в случае отсутствия оплаты устройство может быть заблокировано. Развитие аренды в этом сегменте связано отчасти с тем, что в России банки и МФО ужесточили кредитный скоринг: POS-кредиты на смартфоны не дают тем, у кого испорчена кредитная история и кто не имеет регулярного дохода. Мы видим большой потенциал рынка шеринга смартфонов. Однако, разумеется, будем выходить в другие сегменты: мы планируем сдавать в аренду и другие предметы интернета вещей…

— Как вы полагаете, каково будущее sharing economy?

— Сектор sharing economy меняется. Uber и Airbnb уходят от того, что изначально сделало их шеринг-компаниями. Uber устраняет необходимость в водителях, внедрив технологию самостоятельного вождения. Тем временем Airbnb превращается в платформу для путешествий. Компания теперь не только продает пользователям местные «впечатления» в дополнение к аренде жилья, она купила сайт для бронирования отелей HotelTonight и получила долю в индийском гостиничном стартапе OYO, диверсифицируя бизнес благодаря совместному использованию номеров.

Но в целом мы видим, что тренд на совместное потребление только растет. С точки зрения развития шеринговых проектов Россия сейчас в отстающих, но отставание не особо существенно. И этот рынок будет активно развиваться в нашей стране. А пандемия коронавируса лишь подстегнет процесс, аренда и sharing economy — та форма потребления, которая востребована сейчас как никогда, и ситуация не изменится, даже когда коронавирус пойдет на спад.