Лучший опыт

Несмотря на пандемию корон? ... Каким будет смартфон будущего

Каким будет смартфон будущего...

Несмотря на пандемию коронавируса и падающие доходы, россияне ежегодно покупают десятки миллионов смартфонов. Но если еще недавно продвинутый мобильник был важным элементом престижа, то сегодня без популярного гаджета продвинутому пользователю сложно представить не только работу, но и повседневную жизнь. С помощью смартфонов оплачивают покупки, управляют умной техникой и даже следят за пульсом. Мощная камера, вечный аккумулятор или гибкий экран — что будет отличать смартфоны будущего и при чем тут технология связи поколения 5G, «Инвест-Форсайту» рассказал глава Motorola в России Александр Романюк.

Александр Романюк, глава Motorola в России
Александр Романюк, глава Motorola в России

— Александр, что сегодня ценят покупатели смартфонов в России? Это цена, специфические характеристики? 

— В разных ценовых сегментах покупатели ценят разные характеристики смартфонов. В сегменте до 10 000 рублей пользователей интересует большой экран, мощная батарея. В сегменте от 10 000 до 30 000 рублей это уже не только размер экрана, но и его разрешение, а также камера с удовлетворительной четкостью. Касательно батареи: пользователям важно, чтобы ее заряда хватало минимум на весь день, а лучше на два, плюс покупатели ценят быструю (мощную) зарядку, а также наличие NFC. К смартфонам премиальных линеек (до 100 000 рублей) добавляется требование и к качеству камер — она должна быть самой передовой, к частоте обновления экрана (сейчас есть запрос на экраны 120–144 Гц).

Ответом на эти запросы является линейка motorola edge. Выбирая смартфон из премиум-сегмента (выше 100 000 рублей), покупатель хочет либо полный набор достижений мобильной индустрии, либо он ищет возможность подчеркнуть собственный статус и выделиться. Для второго сейчас рынок предлагает гибкие смартфоны. На мой взгляд, смартфоны с гибким экраном вернули то разнообразие форм-факторов, которое наблюдалось во времена кнопочных телефонов («раскладушки», слайдеры, ротейторы). Сегодня покупатель снова может испытать wow-эффект не только от улучшенной камеры или процессора, но и от совершенно волшебной возможности сложить смартфон пополам, которое очень ценили многие покупатели.

Motorola здесь имеет совершенно уникальное предложение: это не просто смартфон-раскладушка, а продолжение легендарной серии razr — Motorola razr 5G. На наш взгляд, покупателям razr 5G важен не процессор или размер внешнего экрана (хотя он самый большой среди смартфонов-раскладушек), а дизайн и эффект, который модель вызывает у окружающих, когда они видят, как смартфон складывается пополам.

— Сказывается ли нехватка чипов на темпах вывода на рынок новых моделей смартфонов с поддержкой 5G? Может ли нехватка чипов затормозить рост числа пользователей нового стандарта связи, его популярности?

— Рост числа пользователей 5G в России сдерживает не нехватка чипов, а доступность технологии. Производители смартфонов уже осуществляют поставки девайсов с поддержкой 5G на рынки, но регуляторные аспекты некоторых стран не всегда позволяют быстро развернуть технологию для коммерческого использования; такую же ситуацию мы можем наблюдать в нашей стране.

— Насколько стандарт связи 5G изменит положение на рынке производителей смартфонов? Планирует ли компания расширять линейку устройств, возможно, за счет умных датчиков для интернета вещей?

— Как только стандарт 5G будет запущен в полноценную коммерческую эксплуатацию, Motorola сможет в полной мере продемонстрировать свои преимущества. Мы занимаемся технологией уже много лет и накопили колоссальный и уникальный опыт, который далеко не всегда доступен другим производителям. Вместе с оператором Verizon мы первыми в мире запустили продажи коммерческого 5G-устройства. У нас есть действительно уникальный опыт и компетенции в самом быстром (миллиметровом) диапазоне 5G (mmWave). Эти компетенции возможно получить только в ходе тестов и реальной коммерческой эксплуатации, что и было сделано.

Стоит отметить, что Motorola готова к полноценной интеграции 5G в России. В нашей линейке представлен смартфон Motorola edge+. Он стал первым коммерческим смартфоном с поддержкой mmWave спектра, выделенного для сетей 5G в России. Модель рассчитана на достижение максимальной скорости и производительности, что позволяет в полной мере использовать возможности будущих сетей 5G.

Кроме того, у Motorola глобально очень широкая линейка смартфонов с поддержкой 5G, но продавать все модели в России пока особого смысла нет. Эта функция не настолько востребована в нашей стране, так как 5G не запущен коммерчески. Как только 5G будет запущен, мы сможем воспользоваться преимуществами устройств нашей линейки. Последнее поколение сетей является фокусной технологией для Motorola, а о появлении новых устройств мы сообщим дополнительно, поэтому следите за нашими новостями.

Смартфоны будущего

— Подтолкнет ли новый стандарт связи пользователей к покупке новых моделей смартфона, ждать ли роста продаж?
— 5G уже меняет рынок и его структуру в мировом масштабе. Уверен, в России коммерческий запуск 5G также окажет существенное влияние и на спрос покупателей, и в общем на экономику, так как он открывает совершенно новые перспективы во многих индустриях. Каждое новое поколение мобильной связи приносит большое количество инновационных сценариев использования. Это было и с 3G, и c 4G. Стриминг, потоковое вещание, видеосвязь, первые м2м и IoT стали доступны в результате этой эволюции. 5G даст толчок к развитию решений для умного дома, облачного гейминга, потокового вещания 8К-контента, телемедицины, беспилотных устройств… Для всего этого нужны новые устройства. Они и заполнят появляющиеся ниши.

— Насколько технология 5G изменит роль смартфона в жизни пользователя, какие новые возможности откроются для него?

— Смартфон уже перестал быть средством просто для звонков и сообщений. Сегодня это устройство для открытия и запуска автомобиля, управления устройствами умного дома, средство для создания контента, для учебы, решения бизнес-задач.

С появлением 5G функциональность смартфона станет еще шире. Если говорить о развитии облачного гейминга, смартфон станет популярной платформой для этого вида развлечений и профессионального спорта. А что касается появления метавселенных — то, наряду с VR-очками, смартфон может стать альтернативным интерфейсом для них. Для изучения этих направлений в Motorola было недавно создано отдельное R&D-подразделение Motorola 312 Labs, которое базируется в штаб-квартире Motorola в Чикаго.

— Как, на ваш взгляд, изменятся смартфоны в будущем? Откажемся ли мы от текущей формы гаджета в пользу, к примеру, умных очков? И какая технология может кардинально изменить функционал гаджета?

— Я верю, что новые технологии способны менять жизни и поддерживать совершенно разных людей, и мы хотим быть генераторами позитивных перемен. Сложно загадывать наперед, но уже сейчас можно сказать, что в будущем смартфоны станут обладать большим объемом памяти, дольше сохранять заряд аккумулятора. Графика в смартфонах будущего значительно улучшится, чтобы соответствовать растущим запросам пользователей. Игры станут динамичнее и красочнее, а VR и AR-контент — популярнее.

Когда мы изучали новые форм-факторы для Motorola razr, многие потребители говорили нам, что смартфоны становятся слишком большими и громоздкими, занимают слишком много места в кармане или сумке. Исходя из этого, можно сделать вывод: чем компактнее и легче будет смартфон, тем больше он заинтересует пользователей. В ближайшем будущем мы сможем наблюдать с вами эксперименты вендоров с формами и размерами смартфонов. Мы в Motorola продолжаем изучать данное направление; одной из ключевых задач вышеупомянутой мною группы инновационных разработок Motorola 312 Labs как раз являются исследования и инжиниринг различных форм-факторов и первых в своем роде устройств. В состав группы входят эксперты мирового уровня в области научно-исследовательской деятельности, проектирования и инжиниринга, специализирующиеся на разработке первых в своем роде продуктов. В состав команды входит инженер, который участвовал в разработке как легендарной модели razr v3i, так и в его перевоплощении в «смартфон-раскладушку».

— Продукция компании Motorola долгое время оставалась в топах продаж, счет шел на десятки миллионов штук, что сравнимо с продажами новых iPhone. Многие модели стали по-настоящему культовыми. Как можно оценить интерес к продукции Motorola в России сегодня? 

— В России бренд Motorola хорошо известен. Что любопытно, суб-бренд razr не менее известен, чем бренд Motorola. В том числе это заметно по вниманию ритейлеров к смартфону-«раскладушке» с гибким экраном motorola razr 5G, которую мы начали продавать в России. Узнаваемость бренда — наше преимущество: нам не приходится с нуля объяснять покупателям, что мы презентуем качественные и инновационные смартфоны.

Но чтобы получить продажи, необходимо рассказать покупателям, что наш бренд представлен в российской рознице, что продукцию Motorola можно купить и у нас конкурентное предложение, даже по сравнению с крупными игроками рынка. Эту задачу мы решаем аккуратно и постепенно, стараясь держать риски инвестиций на умеренном уровне. Мы нашли правильные подходы к рынку, которые позволяют стабильно расти. Например, с марта по октябрь этого года мы увеличили продажи более чем в четыре раза. Во многих случаях спрос существенно превышал предложение, например на модели razr 5G и edge 20 pro. Нам даже приходилось переносить старт продаж, чтобы обеспечить смартфонами тех, кто успел сделать предзаказ на новинки.

Конечно, российской команде Motorola еще пока далеко до примера Бразилии, где доля нашей компании на рынке — порядка 22%, или США, где мы занимаем второе место с долей около 9%, но мы вышли на стабильный рост доли. Отвечая на ваш вопрос: мы уже вернулись на лидирующие позиции и ожидаем стабильного роста в будущем. Растущая прибыль на российском рынке для нас важна, но рост доли — наша основная цель на ближайшее будущее.