Лучший опыт

Пандемия коронавируса, пос? ... Дополнительным драйвером инвестиционной активности станут выставки

Пандемия коронавируса, пос? ... Дополнительным драйвером инвестиционной активности станут выставки

Дополнительным драйвером инвестиционной активности станут выставки...

Пандемия коронавируса, поставившая на паузу деловое общение, обернулась для конгрессно-выставочной индустрии серьезными вызовами. Ситуацию в отрасли осложнила и непростая ситуация в экономике, а также санкции. Сегодня порядка 70% игроков этого сегмента рынка терпят серьезные убытки. Более 60% компаний сократили персонал, 10% и вовсе закрылось. Как с непростыми вызовами справляется конгрессно-выставочная индустрия, «Инвест-Форсайту» рассказал Алексей Вялкин, генеральный директор АО «Экспоцентр», главной выставочной площадки не только России, но и всего СНГ и Восточной Европы.

Генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин. Кирилл Каллиников / РИА Новости

— Алексей Григорьевич, в выставочной индустрии складывается непростая ситуация, с чем она в большей степени связана, это последствия пандемии?

— На мой взгляд, это влияние сразу множества факторов, сказываются в том числе и последствия пандемии, и санкции. Ситуацию можно даже охарактеризовать как идеальный шторм. Вместе с тем положение не столь критично, как можно было бы ожидать. Например, у нас в «Экспоцентре» все запланированные выставки состоялись, никаких отмен или форс-мажоров не было.

— И выставок не стало меньше?

— Абсолютно. Сейчас мы уже формируем программу выставок на 2023 год, все уже практически «забито». В прошлом году мы провели 80 выставок, по текущему году показатели аналогичные. Более того, последняя выставка RENWEX, посвященная возобновляемой энергетике, прошла с аншлагом, а по посещаемости даже превысила прошлый год на 36%. Так что «Экспоцентр» по-прежнему остается главной площадкой Восточной Европы и СНГ, это общепризнанный факт.

— Похоже, посетители соскучились по «живым» выставкам?

— По нашему опыту, да. Виртуальные технологии массово так и не прижились, а цифровые коммуникации не смогли полноценно заменить живое общение… Как показал опыт, объект выставки должен быть реально осязаем, посетителям по-прежнему важно своими глазами увидеть продукт, приглядеться к партнерам, а виртуально это не всегда возможно. И конечно же, большой плюс выставок в том, что это площадка для встреч, мы создаем для этого условия. Кстати, мы также отметили, что выросло количество посетителей-профессионалов. Тем более мы придерживаемся прежнего подхода и всех пускаем бесплатно, наши посетители ни за что не платят.

— А состав экспонентов сильно изменился?

— Участники выставок из недружественных стран ушли, но с просьбой сохранить на следующий год уже выполненные финансовые обязательства. Так что они рассчитывают, что ситуация может поменяться, и открыто говорят, что покидать рынок нет экономических резонов… Некоторые находят выходы, переходят в российское резидентство.

Не всегда просто и российским участникам — часть продукции, которую выставляли отечественные компании, была импортной, они выступали в роли дистрибуторов. Подыскать замену в короткие сроки сложно. Но мы стараемся идти навстречу, ищем взаимоприемлемые решения.

Стартап-зоны и субконтрактация

— Насколько доступным для экспонентов остается сегодня участие в выставках? Оправданны ли затраты?

— Сегодня, когда перед компаниями стоит задача формирования новых логистических цепочек, поиска производственных партнерств, участие в наших выставках становится особенно полезно и оправданно. Тем более что мы занимаем очень лояльную позицию, идем российским компаниям навстречу. Мы же прекрасно понимаем, насколько им тяжело и искать новых партнеров, и выходить на новые рынки, и искать новых клиентов.

Кстати, мы взяли на себя смелость вывести формулу участия компании на стенде — она помогает понять, что выставка реально может принести предприятию, для чего тратиться на участие. Например, участие в 5-дневной выставке «Металлообработка» реально оправдать заключенными в ее рамках контрактами на сумму около 5 млн рублей. Если говорить об участии в выставке «Реклама», достаточно и вовсе продать один станок для печати продукции, чтобы его окупить.

— Новые форматы работы участникам предлагаете?

— Да, мы стараемся предлагать участникам все более широкие возможности. Среди последних форматов — «Биржа субконтрактов» (субконтрактация — это эффективный вид кооперации, позволяющий наладить производственные и логистические цепочки). Впервые его протестировали в рамках выставки «Металлообработка-2022» совместно с Торгово-промышленными палатами Ростовской и Ярославской областей. Результаты превзошли ожидания. Участие в Бирже приняли порядка 50 компаний, членских организаций торгово-промышленных палат. Интересно, что иногда региональные участники не знали, что нужную им продукцию производят соседние территории. Биржа им помогла наладить партнерство.

— А для поиска инноваций выставки могут быть полезны?

— Особое внимание мы уделяем продвижению науки и инноваций, поддержке отечественных изобретателей, молодых ученых, пробуя на наших выставках такие форматы, как «стартап-зоны». Последний год мы плотно работаем с российскими вузами, прежде всего с теми, которые имеют отношение к отраслевым выставкам «Экспоцентра». Для учебных заведений партнерство интересно, в том числе как возможность представить последние инновационные разработки студентов на очень лояльных условиях. Для нас же такие участники — это будущие потенциальные партнеры и клиенты.

Совместно с Комитетом ГД ФС РФ по науке и высшему образованию мы реализуем проект «НТИ-Экспо» (Наука-Технологии-Инновации-Экспо), в его рамках проводятся такие значимые мероприятия, как Российская неделя высоких технологий, Российская промышленная неделя, Российская неделя здравоохранения. В предстоящие годы мы это направление будем только усиливать — в соответствии с указом Президента России 2022–2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий.

Фокус на новые рынки и B2I

— Для российских компаний одним из вызовов остается привлечение инвестиций. Выставки могут с этим помочь?

— Как раз сегодня нашим главным ноу-хау остается выставочная работа в формате B2I, или business-to-investor. Такой подход позволяет обратить особое внимание именно на привлечение компаниями-экспонентами инвестиций. Мое глубокое убеждение состоит в том, что выставка должна приносить компаниям финансовую отдачу, и поиск инвестиций — это одна из задач участия в выставках. В рамках каждой выставки мы организуем презентацию инвестиционных проектов, точечно подбираем инвесторов, которые бы хотели вложить средства именно в игроков конкретной отрасли. Формат планируем использовать и дальше.

— А наладить связи с новыми рынками?

— В последние полгода мы пристально смотрим на возможности сотрудничества со странами ШОС и БРИКС, изучаем возможности взаимодействия через выставочный сегмент. И взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений есть. Если говорить о странах ШОС, то в этом направлении активизируем программу сотрудничества, в том числе по линии торгово-промышленных палат. В частности, она предусматривает продвижение продукции этих стран на российский рынок через участие в выставках «Экспоцентра». Особое внимание мы уделяем организации выставок товаров и услуг стран ШОС по стратегически важным направлениям, это, прежде всего, машиностроение, продовольственный комплекс, энергетика, химическая промышленность, медицина.

— В выходе на новые рынки российские компании могут рассчитывать на поддержку?

— Также мы работаем над организацией российских экспозиций в выставках за рубежом — с 2019 года «Экспоцентром» были организованы экспозиции на 22 выставках, свою продукцию представила 271 компания.

— Перед российскими компаниями стоит задача перейти в режим импортозамещения. Ресурс выставок может быть задействован?

— Выставочная деятельность может стать одним из важнейших драйверов импортозамещения, ведь именно выставки становятся реальными площадками для поиска новых контактов, проведения деловых встреч, подготовки запуска новых проектов. Активизация конгрессно-выставочной деятельности станет серьезной поддержкой для отечественных компаний, переходящих на «рельсы» импортозамещения. Без «выставочного» ресурса процесс рискует растянуться на десятилетие.